Во время последней международной конференции Cruise Shipping Miami-2012 в Маями (США) Черноморский регион оказался в числе самых обсуждаемых с точки зрения перспектив круизного бизнеса. Впервые совместно со всеми круизными черноморскими портами мы выступали единым брендом - Cruise Black Sea, что должно подчеркнуть отсутствие конкуренции между нами в вопросах круизов. В этом направлении порты этго бренда - скорее союзники, ведь рекламируя Одессу - мы рекламируем одновременно Черное море как круизный регион. Поэтому и объединились с теми портами, которые ведут активную работу по привлечению круизных судов в черноморский регион - Сочи, Стамбул, Батуми, Бургас и другими.
В целом на Черном море круизная индустрия сегодня растет. Но не экстенсивно, как это могло бы быть - всего на один-два судозахода в год. Например, в Одессе в сравнении с прошлым круизным сезоном у нас заявлено плюс два судозахода - в прошлом году было 73, в этом заявлено 75 и это максимальный показатель на Черном море.
Наблюдая за развитием этого рынка уже 7 лет подряд, мы пытались понять, что происходит. На Черном море сегодня 18 круизных портов - тех, куда уже сегодня заходят лайнеры. В порт Стамбул, который является последним на границе Мраморного и черного морей, заходит 400 круизных судов в год. К нам же - всего 73, остальные 320-330 - просто разворачиваются и уходят обратно в Средиземное море, не доходя до Одессы и многих других черноморских портов.
В результате активной работы по изучению данной ситуации, инвестировав в это направление немало средств и объездив многие круизные порты, посещая всевозможные конференции и мероприятия по вопросам круизов, мы поняли, в чем дело. Мировые тенденции в отношении круизных судов те же, что и для остального флота - из года в год их размеры возрастают. И сегодня уже более половины судов, заходящих на Черное море, имеют длину 200 метров, длина трети судов превышает 250 м, а 10% судов круизного флота имеют длину около 300 м. На Черном море в настоящее время качественно и безопасно принять судно длиной в 300 м могут всего два порта - Одесса и Констанца.
Необходимо отметить, что логистика круизного бизнеса подразумевает, что при посещении определенного региона судно должно зайти в максимальное количество портов, имеющих туристическую привлекательность. То есть прийти на Черное море и зайти только в Одессу - это круизным компаниям неинтересно и невыгодно. Необходимо как можно большее количество портов, которые подходили бы для таких судозаходов с технической точки зрения, а также были бы интересны для пассажиров как туристические объекты. К примеру, по информации ведущих круизных компаний мира, на первом месте по турпривлекательностина на Черном море - Ялта. Когда туристы заходят в Черное море, первая ассоциация у них - это Ялтинская конференция. Всем интересно посмотреть, где встречались Сталин, Рузвельт и Черчилль после Второй мировой войны. Поэтому именно с Ялты, на мой взгляд, необходимо начинать развитие инфраструктуры. Из года в год растет интерес туристов к Севастополю, который также нуждается в развитии инфраструктуры для приема круизных судов.
Кроме развития инфраструктуры, крайне важно рекламировать черноморский регион на международном уровне. В этом направлении сделано уже немало. Еще в 2008 году в Одессе мы провели первую круизную конференцию, собрали все черноморские порты и многие круизные компании. И они сказали, что хотели бы видеть у нас - начиная от туалетов для инвалидов и заканчивая причалами и аэропортами. В отличие от многих других портов Черного моря, Одесса располагает современным пассажирским терминалом, его круизные компании ставят в пример, причем не только на Черном море. Поэтому главным проблемным вопросом для Одессы сегодня является аэропорт, требующий серьезной реконструкции. Аэропорт является неотъемлемой частью круизного бизнеса, поскольку пассажиры должны комфортно прибывать и убывать в любом направлении при посещении судном того или иного порта.
Но сложнее всего в регионе обстоят дела с причалами. Та же Ялта, которая наиболее интересна круизным компаниям, наименее к ним подготовлена. Пассажирский причал Ялтинского порта рассчитан на прием судов, длиной до 200 м. В то же время, по мнению круизных компаний, сегодня портам необходимо иметь два причала по 300 м каждый. На Черном море многие иностранные порты уже начали реконструкцию причалов для круизных судов - это Сочи (РФ), Бургас (Болгария), Батуми (Грузия). А в порту Стамбул (Турция) осенью 2012 года компания Роял Каррибеан (США) начинает строительство нового пассажирского порта. В таких условиях, с целью сохранения туристического потенциала, украинские порты должны уже в ближайшем будущем анонсировать развитие инфраструктуры и приступить к реализации.
Неожиданную активность в направлении развития круизного судоходства проявляют грузинские власти, в частности правительство Аджарии и города-порта Батуми. На ключевую ежегодную круизную конференцию в Майями (США) приехала грузинская делегация в количестве более 15 человек во главе с премьер-министром Аджарии г-ном Леваном Варшоломидзе. И выставочную площадь Грузия заказала в несколько раз превосходящую нашу. И это при том, что в Батуми сейчас - 2 судозахода в год на фоне наших 73. Зато у них, в отличие от Одессы, уже есть хороший аэропорт. И они хорошо поняли свою перспективу, в 2012 подписали инвестиционный договор - и уже в 2014 году в Батуми будет построен причал длиной 400 м (сейчас только 200 м). Кстати, инвестором выступает компания Роял Каррибеан (США), которая, как мы помним, изъявляла желание инвестировать в развитие портов Ялта и Севастополь. Речь идет об инвестициях в размере около 100 млн долл., которые могут быть вложены в терминал в Ялте. Все дело в том, что пока не было эффективной правовой формы, в рамках которой можно было бы осуществить эту инвестицию: закон о портах еще не принят. Попытки разрешить концессию для этого конкретного проекта также не увенчались успехом - законодатели не согласовали документ, поскольку он, по их мнению, вступал в противоречие с действующей нормативной базой.
Подводя итог, еще раз заметим, что потенциал Черного моря достаточно высок и регион пользуется спросом у туристов. Во-первых, потому что круизные туристы уже немного устали от традиционных Средиземноморских маршрутов и хотят знакомиться с новыми регионами. Во-вторых, растет количество и размеры круизного флота, новые суда (длиной от 300 метров) вытесняют с трансконтинентального рынка более старые суда, которые необходимо где-то задействовать, и здесь Черное море выглядит очень привлекательно и перспективно. И, наконец, узнаваемость региона как следствие предстоящих Евро-2012 и Олимпиады 2014, также работает на нас. Так что, шансы у нас есть, главное ими уметь воспользоваться…
Читайте также колонку Юрия Васькова "Трансшипмент играет важную роль в борьбе за транзит"