Лето – пик туристической активности, и это в полной мере относится к морским круизам, в особенности популярным в предстоящий бархатный сезон. Наиболее востребованы среди украинцев, в силу большей доступности по цене, круизы по Черному морю. Впрочем, туроператоры уверяют, что путешествуя по черноморскому региону, вы получите не меньше ярких впечатлений, чем в любом другом популярном или экзотическом месте мира.Самыми «эксплуатируемыми» круизными направлениями на Черном море в 2013 году, как и в несколько предыдущих сезонов, являются Крым, Черноморское побережье Кавказа (Россия, Грузия) и Западная Турция (Стамбул). Также обязательно упомянуть популярное внутреннее направление «Днепр – Черное море». Отдельной строкой следует писать о круизах класса «люкс», предлагаемых крупнейшими «игроками» туристической индустрии.
Одним из факторов, характеризующих ситуацию на рынке, является то, что, помимо традиционных туристических компаний, занимающихся организацией морских круизов, сегодня за подобными услугами вполне возможно обратиться к линейным грузоперевозчикам. Так, судоходные компании, оперирующие автомобильно-железнодорожно-пассажирскими паромами, предоставят вам соответствующий сервис.
Портал ЦТС подготовил Топ-5 самых интересных и разнообразных черноморских морских круизов в сезоне-2013.
Черное море класса «люкс» Морские путешествия уровня «люкс» предлагает гигант мировой круизной индустрии – американская Royal Caribbean при помощи своей «дочки» – компании Azamara Club Cruises. За 13 дней маршрут полностью обойдет Черное море. Старт – в Стамбуле, порты захода – Трабзон, Батуми, Сочи, Новороссийск, Ялта, Севастополь, Одесса, Констанца и Несебр (в режиме «новый день – новый порт»). Таким образом, пассажир посетит все страны Черноморского региона. Кроме того, опционально запланированы масштабные сухопутные экскурсии в Киев и Бухарест.
Лайнер Azamara Journey (181 метр, построен в 2000 году во Франции) вмещает 700 пассажиров. Стоимость двухнедельного путешествия, из расчета на одного пассажира, начинается от 4 тыс. евро.
Возрожденная «Крымско-Кавказская» Российская компания Black & Baltic Seas Cruise Company (BBSCC, Санкт-Петербург) в 2013 году вышла на рынок со «старым новым» предложением, возродив круизы по знаменитой в прошлом Крымско-Кавказской линии. BBSCC задействовала в своей круизной программе «Шесть курортных столиц Черного моря» порты Одессы, Севастополя, Ялты, Феодосии, Новороссийска и Сочи. Еженедельные вояжи (каждый из которых имеет собственное название – «Жемчужина у моря», «Город золотой», «Крымское обозрение» и т.д.) предусматривают судозаходы в каждый из этих городов с соответствующим графиком – вплоть до конца сентября.
Круизы осуществляются на зафрахтованном у карибской компании Adriana Shipping LTD лайнере «Адриана». Судно было построено в 1972 году, последний раз модернизировано в 2010-м, вмещает 300 пассажиров (длина – 104 метра). Общая концепция «круизника» – элегантная яхта во французском стиле, класс «стандарт». Такой стандарт обойдется каждому из пассажиров в сумму от 390 до полутора тысяч долларов, в зависимости от сезона, палубы и комфортности размещения.
Черноморская «Астория» Схожую программу предложила туристам американская компания Royal Caravella Cruise Lines в своих круизах «Черноморская история» и «Золотое руно». Пассажира, взошедшего на борт лайнера «Астория», ожидает морское путешествие с заходами в Одессу, Севастополь, Евпаторию, Ялту, Сочи и Батуми. Организаторы круизов делают акцент на «древне-исторических достопримечательностях» портов захода. Как и в предыдущем случае, туристам предлагаются «международные круизы без виз».
Судно «Астория» длиной 160 метров берет на борт 550 пассажиров (в двухместном размещении). Лайнер имеет солидную историю: был построен более 60 лет назад, в 1994 году конвертован как новое судно. Предыдущие названия – Stockholm, Völkerfreundschaft, Italia I и др. Нынешний владелец судна, приобретший «Асторию» в январе 2013 года, – португальская компания Islands Cruises – Transportes Marítimos (Фуншал).
«Разбег цен» для желающих поехать в такой круиз – 390-1280 евро. Длительность вояжа, как и график, традиционны: в среднем, одна неделя, ежедневно – новый город.
Через море – на пароме Не совсем обычные, но, тем не менее, вполне самостоятельные участники круизного туристического рынка – судоходные компании, занимающиеся паромными перевозками. Среди «плюсов» такого подхода – регулярность курсирования паромов, которая на активных грузопассажирских линиях зависит не от туристического спроса, а от объема грузопотока, что обеспечивает пассажиру предложение, устойчивое к колебаниям рынка. Кроме того, паромы способны перевозить пассажиров, путешествующих с собственной колесной техникой – автомобилями, мотоциклами, велосипедами. Относительным преимуществом можно назвать самостоятельное планирование пассажиром даты возврата (в отличие от классических круизов). В то же время, «минусы» такого подхода, с «круизной» точки зрения, – малое количество портов захода, а также отсутствие сопровождающих основное путешествие экскурсий.
Одно из популярных направлений такого формата – грузинское, которым оперирует украинский перевозчик «Укрферри». На линии Ильичевск-Поти работают сразу два парома – «Грейфсвальд» и Vilnius Seaways. Построенный в 1988 году в Германии «Грейфсвальд» (длина – 190 метров) вмещает 150 пассажиров. Vilnius Seaways (Германия, 1987) при схожих параметрах берет на борт 108 пассажиров (морской переход в одну сторону длится двое суток и будет стоить туристу 180 долларов).
Еще один паромный перевозчик, скандинавская Stena SeaLine, «окучивает» другое популярнейшее черноморское направление – Одесса-Стамбул. 185-метровый паром Sea Partner, построенный в 1978 году в Швеции (последняя модернизация – в 2012-м), берет на борт 166 пассажиров. Рейс в одну сторону длится около полутора суток, его стоимость – 180-350 долларов с человека, в зависимости от размещения.
На «Звезде» по Днепру Отдельный сегмент занимают туры формата «Днепр – Черное море». В такой нише работает украинская круизная компания «Червона рута». Один из базовых круизов от этой компании – «Одесса-Севастополь-Ялта-Киев». По утверждению организаторов, «цветение днепровских склонов, голубые волны древнего Славутича, звездные ночи и ласковое солнце Черноморского побережья» сопровождаются «западным сервисом и украинской и европейской кухней». Пассажирам предлагаются обзорные экскурсии в каждом порту захода (помимо упомянутых – Херсон и Запорожье).
По данному маршруту ходит «Звезда Днепра» – построенное в 1998 году в Германии 130-метровое четырехпалубное судно, вмещающее 280 пассажиров. Лайнер проходил реконструкцию в 2002-м и 2007 году. Круиз длительностью больше недели обойдется пассажиру приблизительно в 800 долларов.