Ведущий туроператор США пытается укрепить свои позиции в Черном море. Крупнейшая круизная компания мира планирует инвестировать в Ялтинский морпорт, развивать порт в Севастополе, присматривается к заводу им. Орджоникидзе и уже подписала с правительством Грузии меморандум о конструировании порта Батуми.
Оператору важно создать в регионе инфраструктуру для приема больших круизных лайнеров. Пока среди украинских гаваней наиболее привлекательной для Royal Caribbean является Одесса. Рассматривается даже вариант создания здесь базовой стоянки судов.
О планах по развитию бизнеса в черноморском регионе, а также об украинских портах мы пообщались с вице-президентом по коммерческому развитию Royal Caribbean Cruises Джоном Терсеком.
- Как Вы оцениваете степень готовности украинских портов к большому круизному бизнесу?
- К сожалению, украинские порты пока не готовы к этой деятельности, пожалуй, за исключением Одессы. Для того чтобы повысить их привлекательность, нужно сделать две главные вещи: во-первых, существенно развить инфраструктуру, а во-вторых – расширить собственное информационное поле.
Если говорить об инфраструктуре – приведу простой пример. Мосты пролива Босфор пропускают суда высотой до 58 метров (максимальная длина такого пассажирского судна – 300-320 метров – ред.), а инфраструктура украинских портов, кроме Одесского, не позволяет поставить такие большие суда к причалу. Так что инфраструктура морских портов Украины должна развиваться, в том числе, с точки зрения увеличения длины причалов, а также многих других аспектов.
Интервью с Royal Caribbean: пока в Одессу едут не самые богатые люди
Что касается информационного поля – то я говорю о той информации, которая доходит до наших клиентов, – о том, что здесь можно увидеть, о том, каким потенциалом обладает этот регион. На самом деле, мировые, так называемые "большие" круизные компании имеют очень мало информации о том, что представляет собой Черноморский бассейн и местные порты.
- Может ли Одесса справиться с предлагаемой нагрузкой за другие порты?
- Круизное судно не может зайти лишь в один порт в конкретном регионе, это экономически неоправданно. Всегда должно быть в одном переходе несколько интересных портов. Именно поэтому огромную важность имеет развитие других портов в данном бассейне.
- Но ведь Одесса уже сегодня является значимым портом в ряде круизных линий, не так ли?
- Да, но количество судов, заходящих в Черное море и в Одессу, очень невелико, в сравнении с общемировым объемом круизных судозаходов. Одесский порт прекрасно справляется с существующей нагрузкой, но мы должны понимать, что сюда сегодня приходят старые суда, не самые большие и не самые дорогие. И это суда, на борту которых путешествуют не самые богатые люди. Но если будет развиваться инфраструктура портов – будут приходить самые современные, дорогие суда, и на борту этих судов будет путешествовать публика, которая тратит значительно больше средств, чем те люди, которые приезжают в Украину сегодня. И мы должны представить себе картину, как будет развиваться Одесса, какая нужна информация о черноморских портах – для того, что привлечь сюда большое количество судозаходов, чтобы сюда пришли деньги, ощутимые для города и страны.
- По Вашему мнению, при условии правильной постановки информационной работы, Черноморский регион способен заинтересовать западных туристов?
- Я сам совершил на борту судна круиз по Черному морю: посетил Варну, Одессу, Ялту, Севастополь, другие порты – и должен сказать, что эти города очень хорошо дополняют друг друга. С другой стороны, я был неоднократно в Одессе и помимо круизов, и когда мне предложили, например, посетить дельфинарий – я был приятно удивлен. Таких примеров можно приводить много.
К тому же, круизный бизнес и местное предпринимательство должны дополнять друг друга и взаимодействовать друг с другом. На Западе существует хорошо отлаженный, механизм, когда предприниматели промоутируют свои услуги через круизные линии. Сегодня, может быть, рано говорить об этом в вашем городе, но будущее – за этим. Нужно понимать, что круизы предполагают кратковременный визит туриста в город – всего на один день, как правило. И, безусловно, в каждом городе есть, например, хороший национальный ресторан, или магазин, который может что-то интересное и характерное предложить. Организаторы круизного маршрута также заинтересованы в том, чтобы предложить своим клиентам – в каком магазине лучше купить, в каком ресторане лучше пообедать, что интересного можно посмотреть и так далее.
- Какие туристы потенциально могут сесть на круизное судно и приехать посмотреть Украину и другие порты Черноморского региона?
- Мы себе его представляем так: это жители Соединенных Штатов или Великобритании, являющиеся постоянными клиентами наших круизных линий, которые в своей жизни уже много путешествовали. Им не нужна Венеция или Флоренция, они устали от Барселоны, они уже видели все чудеса света – и ищут чего-то нового. Вот именно для таких клиентов то, что может предложить Черное море и черноморские порты, может быть очень интересным. И в этом направлении мы намереваемся организовать нашу маркетинговую политику.
Другой аспект заключается в том, что мы, конечно же, ищем и новых участников наших круизов. И в этом смысле мы надеемся на то, что по истечении некоторого времени благосостояние людей, живущих в Черноморском регионе – граждан Украины, России, Грузии, иных стран, – поднимется до такого уровня, когда они с удовольствием станут отправлять в круизы. Для них это будет очень удобно, потому что не нужно будет делать больших перелетов. Они смогут садиться на борт судна в одном из черноморских портов – и отправляться на белых лайнерах по всему свету.