"Нам, наконец, удалось сделать, то, чего мы не могли сделать в течение трех лет", - так охарактеризовал глава закупочного филиала "Укрзализныци" Виталий Цвигун долгожданное введение формульного ценообразования в топливных тендерах. Именно это событие стало ключевым в закупках ж/д компании в первом квартале.

12 февраля Центр обеспечения производства УЗ заключил первый контракт на поставку дизтоплива с применением формулы. По итогам квартала ж/д компания закупила 50 тыс. тонн дизтоплива с применением формульного ценообразования. Пока что этот объем составляет всего треть об общего объема закупленного топлива, но в "Укрзализныце" уверяют, что вскоре все топливные тендеры будут проводиться только с формулой.

Помимо введения формулы, в закупках ж/д компании можно выделить еще ряд тенденций. Первая из них - это формирование пула постоянных поставщиков. Если посмотреть на все топливные тендеры, проводившиеся в первом квартале, можно увидеть, что в них принимали участие одни и те же претенденты ("Август Пром", "Анвитрейд", "Газтрим", "ОККО Контракт", "Оптимусойл", ТД "Сокар Украина"), которые разделили между собой поставки дизтоплива. Аналогичная ситуация наблюдается с поставками вагонов, деталей вагонов, подшипников и другой продукции.

Вторая тенденция - это постепенный отход крупных поставщиков дизтоплива, которые некогда доминировали. Речь идет о компаниях "ОККО Контракт" и "Вог Аэро Джет". Первая все реже побеждает в торгах, а вторая и вовсе прекратила участвовать в тендерах, хотя еще два года назад казалась несокрушимой.

Читайте также Игры в поддавки: Крупнейшие поставщики "Укрзализныци" четвертого квартала 2017 года 

"Август Пром" - 1,42 млрд грн

В первой половине 2017 год компания "Август Пром" заработала на тендерах "Укрзализныци" всего 242 млн грн. В первом квартале 2018 года трейдер в шесть раз увеличил свои барыши - до 1,42 млрд грн. Такой результат компания обеспечила благодаря победе в четырех аукционах на закупку в общей сложности 50 тыс. тонн (20+10+10+10 тыс. тонн). При этом только одни тендер на 10 тыс. тонн проводился с применением формульного ценообразования, остальные - по старой схеме.

Во всех четырех аукционах, где победил "Август Пром", участники были практически одни и те же: "Анвитрейд", "Газтрим", "ОККО Контракт", ТД "Сокар Украина", "Оптимусойл". "Август Пром" победил, предложив наиболее низкую цену. На четырех тендерах "Укрзализныця" сэкономила 56,5 млн грн. Все бы ничего, но компанию "Август Пром" многие СМИ связывают с бизнес-группой Андрея Адамовского и Александра Грановского и скандально известной компанией "Трейд Коммодити" из Каменского, которая ранее занимала лидирующие позиции в наших рейтингах и была основным поставщиком топлива для "Укрзализныци".

"Анвитрейд" - 1,15 млрд грн

В третьем квартале 2017 года компания "Анвитрейд" впервые выбилась в лидеры среди поставщиков "Укрзализныци". В этот раз она удвоила свою прибыль до 1,15 млрд грн, и все благодаря двум тендерам (20+20 тыс. тонн). В конце января были проведены аукционы по этим тендерам, а 12 февраля между закупочным филиалом УЗ и "Анвитрейд" был подписан первый договор на поставку дизтоплива по формульному ценообразованию. Нефтетрейдер на торгах обошел традиционных соперников - "Август Пром", "Газтрим", "ОККО Контракт", ТД "Сокар Украина", предложив более низкую цену. УЗ сэкономила на двух тендерах 35,67 млн грн.

Отметим, что компания "Анвитрейд" специализируется на поставках светлых нефтепродуктов, поступающих в Украину по трубопроводу. В Государственном реестре юридических лиц и физлиц-предпринимателей основателем "Анвитрейд" значится польская компания "Векслер Глобал Трейдинг СП. З О.О.", конечным бенефициаром которой является гражданин Польши Петр Белз, который по совместительству возглавляет и "Анвитрейд". Украинские издания "Наші гроші" и "Радіо Свобода" связывают компанию с окружением бизнесмена и политика Виктора Медведчука.

ТД "Сокар Украина" - 829 млн грн

Впервые ТД "Сокар Украина" ("дочка" азербайджанской нефтяной компании SOCAR) выиграла в тендере "Укрзализныци" в июле 2016 года. Тогда компании пришлось отстаивать свою победу перед Антимонопольным комитетом, поскольку другие участники подали жалобу. Сейчас "Сокар Украина" уже стала постоянным участником топливных торгов "Укрзализныци". В первом квартале 2018 года компания победила в трех тендерах на поставку 30 тыс. тонн дизтоплива (10+10+10 тыс. тонн). Этот объем ж/д компания закупала без формульного ценообразования. Соперниками ТД "Сокар Украина" были привычные "Август Пром", "Анвитрейд", "Газтрим", "ОККО Контракт", "Оптимусойл". На этих тендерах "Укрзализныця" сэкономила 42,55 млн грн.

"Оптимусойл" - 780,69 млн грн

Компания "Оптимусойл" во второй раз попадает в перечень крупнейших поставщиков "Укрзализныци". На этот раз она увеличила свои доходы. Если в четвертом квартале 2017 года "Оптимусойл" заработал на одном тендере УЗ всего 216 млн грн, то в первом квартале 2018 года эта сумма возросла в 3,6 раза - до 780,69 млн грн. За эту сумму нефтетрейдер поставит "Укрзализныце" 30 тыс. тонн дизтоплива. Закупка проводилась без формульного ценообразования.

Соперниками "Оптимусойл" в трех тендерах были традиционные участники: "Август Пром", ТД "Сокар Украина" и "ОККО Контракт". На всех аукционах реальная борьба велась между "Оптимусойл" и "Август Пром", которые снижали стоимость своих предложений. Изначально "Август Пром" предлагал поставки по более низким ценам, но в процессе торгов "Оптимусойл" опередила своего соперника. Два других участника - ТД "Сокар Украина" и "ОККО Контракт" - не снижали стоимость своих предложений. Благодаря торгам "Укрзализныця" сэкономила на трех контрактах порядка 55,55 млн грн.

"Оптимусойл" не раскрывает своих собственников. Ранее в украинских СМИ писали, что компания принадлежит израильскому бизнесмену Нисану Моисееву, который, по данным портала "Наші гроші", дружит с политиком Виктором Медведчуком. К тому же, прежнее название компании - "Глуско Энерджи Украина". В данный момент на топливном рынке работает швейцарская компания со схожим названием - Glusco Energy, которой принадлежит сеть бывших заправок "Роснефти".

Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) - 362,82 млн грн

КВСЗ давно зарекомендовал себя как крупный поставщик для "Укрзализныци". В первом квартале 2018 года компания заработала 362,82 млн грн. При этом 299,38 млн грн из этой суммы КВСЗ получила благодаря победе в тендере на поставку 250 полувагонов. Единственным соперником был Верхнеднепровский машиностроительный завод (ВМЗ). Примечательно, что он производит грузовые вагоны многих видов (хоперы, платформы, думпкары, спецвагоны), кроме полувагонов. В упомянутом тендере ВМЗ предлагал УЗ продукцию КВСЗ практически по той же цене, что и производитель. Разница в предложении составила всего 1,5 тыс. грн. Остальные 63,44 млн грн КВСЗ заработал на торгах по поставке запчастей к вагонам для региональных филиалов "Укрзализныци".

"СОТА Украина" - 338,49 млн грн

Компания "СОТА Украина", хоть была основана в мае 2017 года, но уже стала традиционным участником наших рейтингов. В первом квартале она победила в 89 тендерных процедурах, обеспечив себя контрактами на 338,49 млн грн. На эти средства фирма поставит трем вагоноремонтным заводам "Укрзализныци" (ДВРЗ, ПВРЗ и СВРЗ) разную металлургическую продукцию: швеллеры, уголки, прокат толстолистовой, гнутые профили и прочее. Во многих торгах "СОТА Украина" соревновалась с другой киевский фирмой - "Альфа Металл Компани". Конкуренция между ними проходила очень вяло, в большинстве случаев участники неохотно сбрасывали цену.

Компания "СОТА Украина" специализируется на оптовой торговле металлопродукцией. Фирма была зарегистрирована в мае 2017 года в Киеве, но ее владельцем значится Татьяна Росанина, проживающая в латвийском городе Марупе. Директором компании с марта 2018 года является Ирина Серебрякова, которая ранее владела запорожской фирмой "Ремтранс-Д", а также была членом ревизионной комиссии ПАО "Днепрвагонремстрой", специализирующейся на ремонте грузовых и пассажирских вагонов. До марта 2018 ода ООО "СОТА Украина" возглавляла Анна Авраменко, которая параллельно руководила другой посреднической компанией - "Укртрансинвест".

"Торум" - 266,89 млн грн

Еще один нефтетрейдер оказался в нашем списке. Компания "Торум" была зарегистрирована в июне 2017 года. В торгах "Укрзализныци" фирма участвует с декабря 2017 года, а в январе 2018 года победила в четырех торгах на поставку моторного и осевого масла, а также различных смазочных материалов.

"Торум" не имеет своих производственных мощностей, поэтому "Укрзализныце" будет поставлять масла производства украинских компаний "Агринол" (Бердянск) и "КСМ Протек" (Клавдиево-Тарасово Киевской области). На одном тендере "Торум" опередил другого посредника - компанию "Мироил", а на трех других - известного украинского производителя масел AZMOL British Petrochemicals (Бердянск). Все торги прошли вяло, ни один участник не уступил ни одной гривны, а "Торум" победил благодаря изначально низкой цене.

СМИ связывают компанию "Торум" с бизнес-группой Андрея Адамовского и Александра Грановского, а именно с нефтетрейдером "Трейд Коммодити". Издание "Наші гроші" и вовсе называет новичка клоном "Трейд Коммодити". Офис "Торума" находится в Киеве.

"УПЭК Трейдинг" - 133,43 млн грн

Харьковская компания "УПЭК Трейдинг" уже стала традиционным поставщиком подшипников и крышек люков для вагоноремонтных заводов "Укрзализныци". Эту продукцию посредник поставляет с заводов группы "УПЭК" бизнесмена Анатолия Гиршфельда - Лозовского кузнечно-механического завода (ЛКМЗ) и Харьковском подшипниковом заводе (ХАРП).

"УПЭК Трейдинг" не изменяет своей излюбленной схеме участия в торгах. И в этот раз во многих торгах участвовали посреднические компании, которые также предлагали продукцию группы "УПЭК".

Кременчугский сталелитейный завод - 121,09 млн грн

В 2017 году Кременчугский сталелитейный завод (КСЗ) прочно укрепился среди крупнейших поставщиков "Укрзализныци", в первом квартале 2018 года эта тенденция сохранилась. На этот раз КСЗ заработал 121,09 млн грн. Продукция предприятия, которую оно будет поставлять УЗ, также традиционна: боковые рамы и надрессорные балки, которые используются в строительстве вагонов. Единственным соперником КСЗ был "Азовмаш", который заработал на тендерах схожую сумму. Напомним, что КСЗ принадлежит кипрским компаниям "Деисал лимитед", "Сертако Лимитед" и "Дифано Инвестментс Лтд" (последнюю связывают с бизнесменом Игорем Коломойским).

"Азовмаш" - 102 млн грн

Мариупольская компания "Азовмаш" также попала в наш рейтинг благодаря боковым рамам и надрессорным балкам. В первом квартале 2018 года она заключила контрактов на сумму более 102 млн грн. Единственным конкурентом "Азовмаша" был Кременчугский сталелитейный завод. Во многих торгах участники использовали следующую схему: один скидывает цену, другой оставляет предложение неизменным. Можно сказать, что "Азовмаш" и КСЗ поделили между собой заказы "Укрзализныци" на боковые рамы и надрессорные балки.

Напомним, что "Азовмаш" простаивал с 2015 года. В 2016 году завод возобновил свою работу. В том же году компания наладила поставки вагонов в Иран, а в 2017 году вошла в перечень крупнейших поставщиков "Укрзализныци".

Читайте также Без топлива и вагонов: Крупнейшие поставщики "Укрзализныци" третьего квартала 2017 года