На французских верфях Сен-Назера вздохнули с облегчением: один из крупнейших круизных операторов в мире Royal Caribbean Cruise Line заказала строительство лайнеров на сумму более 1 млрд. евро. Это даст работу всему имеющемуся персоналу (только на верфях это более 2 тыс. человек), а также новым сотрудникам. Третий лайнер серии Oasis должен быть спущен на воду в середине 2016 года, контракт содержит опцион на строительство четвертого судна серии.
Видео Подъем Costa Concordia за одну минуту
Создание крупнейшего в мире круизного лайнера руководство STX France называет "одной из самых грандиозных идей, когда-либо предпринятых в истории компании". Гигант длиной 362,15 метров и тоннажем 227700 тонн сможет принять на борт 6360 пассажиров. Своего предшественника он длиннее на 2,15 метра, тоннаж увеличится почти на 3000 т, количество пассажиров – на 42 человека. Закладка состоится в апреле будущего года, но к изготовлению уже приступили, вырезав первый лист стали.
Читайте также Интервью с Royal Caribbean: пока в Одессу едут не самые богатые люди
Несмотря на финансовый кризис, круизные компании обеспечили европейские судостроительные предприятия внушительным портфелем заказов: сейчас они строят два десятка океанских лайнеров и полсотни речных круизных судов. Что и понятно: число таких пассажиров из года в год лишь возрастает. Для многих же важен не столько сам круиз, сколько присутствие на гигантском судне с массой развлечений. Почему и стараются компании привлечь не только размерами лайнеров, но и "изюминками", заложенными в них.
К примеру, на лайнере Allure (компания Royal Caribbean International) есть центральный парк – 136-метровый открытый променад с тропической зеленью, на который выходят окна внутренних кают. Океанский лайнер Queen Mary 2 (компания Carnival Corporation & plc.) может похвастаться такими мировыми рекордами на море, как крупнейшая библиотека (8000 книг) и бальный зал, а также единственным в мире планетарием на море. Судно Royal Princess (компания Princess Cruises) имеет "тропический остров" между бассейнами, который ночью превращается в танцевальный клуб со световым шоу, а также навесную стеклянную площадку SeaWalk, которая выступает на 8,5 м за край судна и находится на высоте 39 м над водой.
Инвестиции в безопасность Впрочем, вся эта роскошь совершенно блекнет в случай поломки судна, что можно проиллюстрировать наиболее свежими примерами. Этой зимой после пожара на Carnival Triumph (оператор судна Carnival Cruise Lines) его двигатели вышли из строя, и океанский лайнер с 4000 человек на борту 5 дней дрейфовал у берегов США. Из-за ограниченной мощности аварийного генератора на судне прекратили работу водопровод и кондиционеры. В каютах стало душно, не работали туалеты, возникли проблемы с запасами еды. А уже в марте у лайнера Carnival Dream, пришвартованного в порту города Филипсбург на острове Сент-Мартен в Карибском море, возникли проблемы с энергетической установкой, что привело к перебоям с энергообеспечением.
Спустя месяц Carnival Cruise Lines, дочерняя компания корпорации Carnival Corporation & plc, сообщила о том, что начала работы стоимостью свыше 300 млн. долл. по модернизации всех 24-х кораблей своего флота. Программа предусматривает значительное увеличение запасного энергоснабжения и дополнительных мощностей, а также установку нового оборудования для соблюдения пожарной безопасности. В Carnival Cruise Lines пообещали на каждом судне установить дополнительный резервный генератор, который "на 100% обеспечит каюты, санузлы, системы хозяйственно-питьевого водоснабжения и лифты в случае проблем с основным источником питания".
После же трагедии лайнера Costa Concordia (компания Costa Crociere) в январе прошлого года круизные компании озаботились безопасностью лайнеров и стараются свести к минимуму человеческие ошибки. В Европейском круизном совете уверяют, что в последние 20 лет их сектор демонстрирует лучшие показатели безопасности по всей отрасли пассажирских перевозок: современные круизные корабли намного более маневренны и оснащены лучшим навигационным оборудованием, чем любые прежние типы пассажирских судов. Тем не менее, в их безопасности уверенны не все.
Европейский круизный совет совместно с Международной Ассоциацией круизных линий на конференции ЕС в Брюсселе объявил об ужесточении правил безопасности на круизных лайнерах.
В прошлом году появилась информация о том, что адвокатская контора из США, представляющая интересы людей, пострадавших из-за крушения Соstа Соnсоrdiа, подала судебный иск на конструкторов лайнера. Ссылаясь на мнение специалистов, юристы заявили, что при конструировании не были учтены все необходимые нормы и технологические особенности по обеспечению безопасности пассажиров. Мол, часть людей погибла потому, что не смогла выбраться из затонувшего лайнера именно из-за особенностей его конструкции. Эвакуация же с тонущего судна производилась по узким лестницам, которые "превратились в настоящие ловушки для людей, которые на них находились". Возмущение адвокатов понятно, ведь при проектировании такого судна используется компьютерное моделирование. Специальная программа пускает по лайнеру толпы виртуальных пассажиров, что бы увидеть все узкие места, где в реальной ситуации может возникнуть неразбериха и паника. А к спасательным шлюпкам по коридорам и лестницам необходимо добраться тысячам пассажиров.
На дно быстрее, чем Titanic Вызывает вопросы, почему CostaConcordia, получив пробоину ниже ватерлинии, затонул даже быстрее, чем Titanic, дав сильный крен и завалившись набок. Новые лайнеры становятся все выше (при осадке не более 8 м над водой находится корпус высотой около 50 м), что неминуемо увеличивает парусность и снижает устойчивость. Корпус каждого из них разделен перегородками на множество водонепроницаемых отсеков, что в случае пробоины ограничивает проникновение воды, но для большей безопасности они нужны не только вдоль и поперек корпуса, а и по вертикали. "Необходимо строить суда с более высокими бортами, и чтобы эти борта состояли из изолированных плавучих модулей – наподобие того, как устроены плавучие доки", – цитирует Deutsche Welle Олле Рутгерссона – шведского инженера-судостроителя, профессора Технического университета Чалмерса (Гетеборг). Но, как отмечает радиостанция, в таких изменениях конструкции пароходства не заинтересованы: на круизных судах это приведет к сокращению количества самых дорогих и престижных внешних кают с панорамными иллюминаторами.
Компенсировать риски стараются за счет других факторов. Например, за счет навигационных систем. "Круизные суда оборудованы передовыми навигационными системами, способными сканировать морское дно с сантиметровой точностью. Это позволяет капитану судна обнаруживать препятствия мгновенно", – отмечал президент Европейской круизной ассоциации Стефан Джигер. Действительно, электронные карты большинства круизных районов составлены тщательно. Но, как отмечают специалисты, погрешности на них все же существуют. Полностью же полагаясь на GPS, капитаны и штурманы могут потерять бдительность, что грозит аварией.
Европейский круизный совет совместно с Международной Ассоциацией круизных линий на конференции ЕС в Брюсселе объявил об ужесточении правил безопасности на круизных лайнерах. Каждый маршрутный план должен быть доведен до сведения всех членов команды корабля задолго до его реализации, а его проект составлен ответственным офицером и утвержден капитаном судна. На капитанском мостике разрешено быть только членам команды, которые выполняют свои обязанности во время маневра или когда ситуация требует повышенного внимания.
Лайнеры должны оснастить дополнительными спасательными жилетами: если раньше их количество соответствовало числу пассажиров на борту, то по новым правилам, дополнительных жилетов должно быть не меньше совокупной вместимости самого людного места на корабле.