В середине прошлого года первые позиции в перечне крупнейших поставщиков "Укрзализныци" занимали то металлурги, то вагоностроители. Последний квартал ушедшего года преподнес неожиданный сюрприз. Первую тройку возглавили сразу три нефтетрейдера, которые в совокупности заработали на топливных тендерах ж/д компании 3,39 млрд грн.

Вторым сюрпризом стал лидер указанной выше тройки - фирма-новичок "Фидея". Но если присмотреться к документам компании, то можно увидеть, что она является очередной реинкарнацией "Трейд Коммодити". Многие факты указывают на близость двух трейдеров. Поэтому, если посмотреть на вопрос под этим углом, то можно сказать, что "Трейд Коммодити" осуществила еще один реванш. Аналогичная ситуация наблюдалась в первом квартале 2018 года, когда компания "Август Пром", которая, как и "Фидея", связана с "Трейд Коммодити", победила в нескольких торгах и обеспечила себе заработок в 1,42 млрд грн.

Третьим сюрпризом можно было бы назвать очередной виток по использованию участниками торгов "игры в поддавки". К сожалению, с каждым кварталом эта тенденция становится все более обыденной. Тендеры четвертого квартала показали, что всегда можно достичь новых пределов или изобрести очередную изюминку. Так, один из участников торгов не загрузил в систему часть документов, а те, что загрузились, оказались ошибочными. Этот случай в очередной раз доказал дееспособность "игр в поддавки", ведь нужные участники побеждают на торгах и, как следствие, оказываются в нашем рейтинге.

Дизельная "тройка" - 3,39 млрд грн

В четвертом квартале 2018 года "Укрзализныця" по итогам торгов подписала восемь контрактов на поставку 107 тыс. тонн дизтоплива на общую сумму в 3,39 млрд грн. Больше половины этих денег досталась новичку - фирме "Фидея". Компания, зарегистрированная в городе Каменское Днепропетровской области, выиграла три тендера в октябре и один в декабре, обеспечив себе 1,73 млрд грн. За эту сумму трейдер должен поставить "Укрзализныце" 55 тыс. тонн дизтоплива. По данным изданий "Наші Гроші" и EnKorr, фирма "Фидея" принадлежит к небезызвестной группе компаний "Трейд Коммодити" из Каменского, наряду с "Август Пром", "Газтрейд", "Мета Оил", "Торум". Многие из них ранее были активными участниками или победителями торгов УЗ. Группа "Трейд Коммодити" принадлежит бизнесмену Андрею Адамовскому, его деловым партнером является народный депутат Александр Грановский.

Остальные четыре тендера разделили между собой два постоянных участника топливных тендеров УЗ "Анвитрейд" и ТД "Сокар Украина". Первая компания поставит 27 тыс. тонн за 865,48 млн грн, вторая - 25 тыс. тонн за 808, 85 млн грн. По данным "Наші Гроші", фирма "Анвитрейд" связана с окружением политика и бизнесмена Виктора Медведука. ТД "Сокар Украина" является торговым представительством азербайджанской нефтяной компании Socar.

Все топливные торги прошли, практически, в одинаковом составе. Кроме трех указанных победителей, в тендерах постоянно участвовала компания "ОККО Контракт", иногда - "Нафтотрейд Капитал" (аффилированная с группой "Континиум", которая работает под брендом WOG) и "Газтрим".

Кременчугский сталелитейный завод (КСЗ) - 223,44 млн грн 

КСЗ активно побеждает на торгах "Укрзализныци" с 2017 года. Предприятие зарекомендовало себя как поставщик боковых рам и надрессорных балок, использующихся при строительстве вагонов. В четвертом квартале 2018 года КСЗ победил в 43 торгах, проводимых вагоностроительными заводами УЗ, и заключил контрактов на 223,44 млн грн. Предприятие не изменяет своей излюбленной схеме и во всех торгах конкурировало со своим традиционным конкурентом "Азовмашем". КСЗ принадлежит трем кипрским компаниям: Defano Investments Ltd (49,44% акций), Sertaco Limited (29,02%) и Devisal Limited (17,18%). Многие украинские СМИ связывают указанные фирмы с бизнесменом Игорем Коломойским.

Каховский завод электросварочного оборудования (КСЭЗО) - 165,88 млн грн 

Украинский производитель КСЭЗО является новичком нашего рейтинга. Компания регулярно участвует в торгах "Укрзализныци", но ранее не получала крупных контрактов. В четвертом квартале 2018 года она заработала 165,88 млн грн. Основную часть суммы, 156 млн грн, КСЭЗО получил благодаря четырехлотному тендеру на поставку передвижных сварочных комплексов.

Единственным соперником предприятия была харьковская фирма "Спецкран", которая является официальным представителем КСЭЗО и, как следствие, на тендере также предлагала продукцию каховского завода. Остальную часть суммы предприятие заработало на модернизации рельсосварочных машин К-922, К-1000 и ремонте путевых сварочных машин КСМ-005, ПРСМ-4 №113.

КСЭЗО принадлежит его директору Ярославу Микитину (25,71% акций), который возглавляет предприятие с 1990 года, и инвестфонду "Инфраструктурные проекты" (63,7%), принадлежащему бизнесмену Владиславу Лебедю. Во времена президентства Виктора Януковича он был директором ГП "Держпостачання".

"Азовмаш" - 147,85 млн грн 

Мариупольский "Азовмаш" разделил с Кременчугским сталелитейным заводом тендеры на поставку боковых рам и надрессорных балок. Предприятие заработало в четвертом квартале более 147,85 млн грн, победив в 25 торгах. Единственным соперником был все тот же Кременчугский сталелитейный завод.

Напомним, что "Азовмаш" простаивал с 2015 года. В последние два года предприятие переживает возрождение, в том числе благодаря заказам "Укрзализныци". Заводы, входящие в состав группы "Азовмаш" принадлежат Светлане Савчук, вдове Александра Савчука - создателя и руководителя промышленного холдинга до 2012 года.

Торгово-производственная компания "Квик-2006" - 105,94 млн грн

Запорожская компания "Квик-2006" является давним участником тендеров "Укрзализныци", но в наш рейтинг попала впервые. В четвертом квартале прошлого года фирма победила на 36 торгах, обеспечив себе более 105,94 млн грн. Львиная доля этой суммы была заработана на тендерах по ремонту колесных пар для "Пассажирской компании". В большинстве тендеров "Квик-2006" состязалась только с одной фирмой - херсонской "Ось Ж". Примечательно, что тендерная документация "Ось Ж" загружена не в полном объеме (отсутствует банковская гарантия и полная документация о самом тендерном предложении).

Компания "Квик-2006" существует с 2012 года. Ее владельцами значатся жители Запорожья Николай Хинев и Анатолий Павленко. Веб-страничка предприятия утверждает, что "Квик-2006" специализируется на ремонте маневровых тепловозов и линейного оборудования, также занимается поставкой запчастей.

"Метинвест-СМЦ" - 101,06 млн грн 

Компания "Метинвест-СМЦ" из группы "Метинвест" бизнесмена Рината Ахметова уже неоднократно попадала в наш перечень, в основном, благодаря поставкам рельсов или ж/д осей. В этот раз фирма заработала более 101 млн грн. Большая часть выигранных торгов относится к поставкам тонколистового проката, хотя тендеры на поставку осей и другой продукции также присутствуют.

"Метинвест-СМЦ" также избрал проверенную схему с "игрой в поддавки". Во многих торгах на поставку проката, швеллеров, катанки фирма соревновалась с двумя участниками - ООО "Вартис" и ООО "МД Груп", которые предлагали аналогичную продукцию (преимущественно производства "Запорожстали", которая также входит в группу "Метинвест"). В то же время, в тендерах по ж/д осям "Метинвест-СМЦ" соревновался с проверенным соперником - украино-канадской компанией "ДДАП-РАКС".

СНПО "Импульс" - 75,28 млн грн 

Еще одним новичком нашего рейтинга стала компания "Импульс" из Северодонецка, хотя в торгах УЗ участвует не первый год. Это предприятие победило всего в одном тендере, обеспечив себе 75,28 млн грн. За эти деньги подрядчик обязуется провести реконструкцию профилактория на станции Козятин-1 под пост ЭЦ, а также техническое переоснащение поста ЭЦ-1 на той же станции. На торгах "Импульс" соревновалась со "Спецтермомонтаж-Энерго" и "Стальэнерго".

СНПО "Импульс" было зарегистрировано в 2001 году. Его владельцем является Владимир Елисеев.  Компания специализируется на внедрении систем контроля в сфере энергетики и транспорта, выпускает оборудование для систем диспетчерских централизаций.

"АДС Сервис" - 74,93 млн грн 

Замыкает наш перечень киевская компания "АДС Сервис", которая по сути является торговым представителем украинского производителя промышленных аккумуляторных батарей "Автономні джерела струму" (АДС). "АДС Сервис" победил в 13 торгах на поставку аккумуляторов и заработал 74,93 млн грн. Во всех аукционах фирма состязалась с Научно-производственным предприятием "Укрпромвнедрение", которое также предлагало продукцию АДС.

Компания "Автономні джерела струму" работает на украинском рынке с 1998 года. Изначально офис предприятия находился в Луганске, затем был перенесен в город Великие Мосты Львовской области. После перерегистрации изменилось и название компании - с АДС на ООО "Пауер-Автономні джерела струму". Преобразованная фирма стала украинско-российским предприятием, созданным совместно с московской "Пауэр-интернешнл холдинг".

Читайте также Да здравствуют вагоны! Крупнейшие поставщики "Укрзализныци" третьего квартала 2018 года