Законопроект, устанавливающий правила игры на рынке контейнеров, был разработан еще в конце 2011 г. Над документом работала группа, в состав которой входили представители стивидорных компаний, портовых операторов и бизнеса. Проект закона «Про особливості здійснення обробки та оформлення вантажів в контейнерах, контейнерів та транспортних засобів, що їх перевозять» должен был урегулировать сроки оформления грузов, особенности таможенного контроля и функционирование «сухих портов». Тогда авторы законопроекта считали, что его принятие позволит увеличить перевалку в портах без привлечения дополнительных инвестиций. Основой целью документа было устранение бюрократии в портах при оформлении грузов и судов.  

Читайте также Пять идей для Украины, чтобы сохранить региональное лидерство в перевалке контейнеров

«Такой стратегически важный вид перевозок как контейнерный, учитывая количество участников и долю экономики, которую составляют эти перевозки, заслуживает того, чтобы его регламентировал отдельный закон", ‑ говорил Юрий Васьков, занимавший тогда должность начальника Одесского порта. Однако с тех порт прошло два года и, как говорил недавно президент Ассоциации контейнерных линий Украины (АКЛУ) Стефан Кленчу, «документ затерялся по министерским кабинетам» и так и не был вынесен на голосование. Но, по его же словам в последнее время в отрасли активно обсуждается возобновление работы над проектом закона.

История вопроса По словам первого заместителя председателя Администрации морских портов Украины (АМПУ)  Юрия Васькова, два года назад, когда документ разрабатывали, он должен был решить такие основные задачи: привести в соответствие с европейской практикой количество контрольных процедур с контейнерами и грузами в контейнерах, то есть количество досмотров, взвешивай, рентгенов и тд; установить четкую ответственность за назначение этих процедур и за необоснованные задержки, которые происходят по причине назначения контрольных процедур; регламентировать строк за который контейнер должен быть оформлен и выведен из пункта пропуска. После разработки проекта закона рабочей группой, документ был отдан на согласование во все заинтересованные министерства и ведомства, которые участвуют в оформлении грузов, для внесения правок. Однако, по словам Юрия Васькова, после внесения всех правок документ не решал необходимые задачи. «Ни четких критериев контрольных процедур, ни сроков, ни ответственности за их выполнение», - уточняет замначальника АМПУ.

Все это продолжалось, по сути, на протяжении этих двух с небольшим лет. Но за это время в нормативно-правовом поле контейнерных перевозок произошли изменения. В частности, был принят новый Таможенный кодекс, который закрепил некоторые положительные моменты для отрасли. Кроме того, вышли нормативно-правовые акты на уровне постановлений и распоряжений Кабинета Министров, которые частично тоже кое-что решают.

«Поэтому, мы считаем, что уделять время и силы на написание отдельного закона – не нужно. На сегодняшний день, по его словам, работа над документом не ведется. Необходимо, по сути, заставить просто заставить всех участников рынков выполнять то, что уже написано и так. А это можно урегулировать даже на уровне внутриведомственных приказов. В принципе, эта работа  делается, но достаточно медленно и конечно ее надо ускорять», - говорит Юрий Васьков.

Мнение отрасли В рамках транспортной недели в Одессе, которая проходила в мае, Стефан Кленчу заявил о том, что АКЛУ поддерживает возобновление работы над проектом закона о контейнерных перевозках. О том, что работу над документом возобновили слышал и генеральный директор стивидорной компании «Трансинвестсервис» (ТИС) Андрей Ставницер. В интервью порталу ЦТС он говорил: «Я слышал, что закон получает вторую жизнь. Думаю, что его проталкивает кто-то, кто плохо разбирается в этом… потому что человек, который разбирается сразу сказал бы, что закон никудышней и требует переработки. Я считаю, что в той редакции, в которой документ сегодня существует, он не отвечает реалиям рынка. Его нужно переписывать и для этого есть все заинтересованные лица, в том числе мы».

Ни АКЛУ, ни представители экспедиторского сообщества уже не считают, что отрасли необходим отдельный закон.

Однако, в разговоре с ЦТС Юрий Васьков рассказал о том, что ни АКЛУ, ни представители экспедиторского сообщества уже не считают, что отрасли необходим отдельный закон. Действительно, по мнению заместителя генерального директора Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ) Александра Захарова, отдельный закон сейчас не нужен. «Тот проект, что был разработан в АМПУ, консервирует коррупционные схемы и ничего нового не дает. В стране нужна программа привлечения грузов в порты, а не очередная административная бумажка по "регулированию рынка", - считает Александр Захаров.

Изменить действующее законодательство Как писал ранее ЦТС, в рамках Международной транспортной недели в Одессе состоялся круглый стол, где представители линейного бизнеса, стивидорных и экспедиторских компаний, представители государственных органов обсудили стратегию развития контейнерных перевозок в Украине.

Было выдвинуто ряд предложений, которые помогли бы создать условия для эффективного развития отрасли. Среди основных: внедрение реальной свободной практики в портах, приведение тарифной политики к европейским нормам, развитие инфраструктуры и тд.

По итогам круглого стола участники контейнерного рынка подготовили обращение к правительству, с просьбой урегулировать существующие проблемы, поскольку, по словам Стефана Кленчу , все это позволит повысить экономическую эффективность и конкурентоспособность украинской транспортной отрасли, а стране - улучшать свои позиции в мировой транспортной инфраструктуре.

Недавно АМПУ сообщила, что уже подготовлены изменения в действующее законодательство для усовершенствования контейнерных перевозок в Украине. В ближайшее время предложения будут направлены в министерство инфраструктуры Украины на рассмотрение. «Изменения в нормативно-правовые акты призваны упростить процедуры контейнерных перевозок в морских портах. Решение о подготовке соответствующих законопроектов специалистами АКЛУ и АМПУ было принято в ходе круглого стола в рамках выставки-конференции «Интер-транспорт – 2014» в мае 2014 года», - сказано в сообщении АМПУ.