После долгих лет безуспешных попыток пробиться на японский рынок европейскому концерну Airbus наконец это удалось: компания заключила контракт с Japan Airlines о поставке ей 31 лайнера A-350. Для авиастроителей Старого Света это не только прорыв в географическом смысле, но и весомая победа над своим заядлым конкурентом. Корпорация Boeing господствовала в Японии на протяжении десятилетий, что было обусловлено не только экономическими, но и политическими причинами – японские власти сблизились с американским авиапромом еще в послевоенный период. Что заставило неистовых консерваторов поменять ставку в авиационной игре – мировые СМИ сейчас только гадают. Но очевидно также и то, что отношения японцев с американским авиапромом сильно пострадали из-за истории с Boeing 787 Dreamliner. «Это огромный успех для Airbus и большая потеря для Boeing»,— так резюмировал произошедшее на этой неделе аналитик аэрокосмической отрасли Скотт Хэмилтон.
Читайте также Куда привели мечты: почему Dreamliner не оправдывает ожиданий инвесторов
Прошла уже почти неделя со времени объявления о сделке, а руководители Boeing до сих пор пытаются понять, почему их давний клиент – японская авиакомпания Japan Airlines (JAL) - заказала 31 самолет у их закадычного оппонента, европейского Airbus. Согласно каталожной стоимости, партия самолетов Airbus А350 обошлась заказчику в 9,8 млрд евро, поставка должна состояться до 2019 года. Контракт включает также опцион на поставку еще 25 лайнеров.
Читайте также Равнение на А380: какими видят будущее авиации Airbus и Boeing
Решение о покупке широкофюзеляжных самолетов у Airbus выглядит особо вызывающим на фоне того, насколько надежным казался плацдарм Boeing в Японии. После 40 лет попыток Airbus практически не имел влияния в этом регионе. В парке местных перевозчиков насчитывалось всего 44 воздушных судна производства европейской корпорации. Так было вплоть до этой недели. Заказ можно назвать историческим, поскольку он ознаменовал запоздалое вступление Airbus в рыночную нишу, которая до сих пор была монополизирована Boeing.
Ущерб в погоне за мечтой Аналитики уверены, что в потере доверия японских компаний виноват исключительно сам Boeing. Инциденты с В787 легли позорным пятном на Boeing и поставили под сомнение способность компании придерживаться взятых на себя обязательств.
Сегодня для крупнейших авиаперевозчиков появление на рынке новых моделей самолетов Airbus 350 и Boeing 787, а также его удлиненной версии 777X, - это не просто возможность обновления старого флота. Производители гарантируют, что лайнеры могут перевозить большее количество пассажиров с большей эффективностью. Планируя такие показатели в своих бизнес-стратегиях, авиакомпании рискуют доходами и потерей доли рынка в пользу конкурентов в случае, если поставки самолетов задерживаются.
С самого начала появление в свет Boeing 787 Dreamliner сопровождалось громкими скандалами в связи с отсрочкой поставок, а потом – с неполадками в системе батарей лайнера. В январе в «Дримлайнере» из парка JAL случилось возгорание во время стоянки в аэропорту Бостона. В том же месяце Федеральная Авиационная Администрация США приостановила полетs шести «Дримлайнеров» авиакомпании United Airlines из-за подозрений относительно перегрева батарей самолетов. Временно прекратить полеты своих В 787 пришлось и компаниям All Nippon Airways (ANA) и JAL в Японии.
Злые языки на рынке поговаривали, что Boeing был занят сокращением своих издержек ради поддержания рыночной цены своих акций вместо того, чтобы заботиться о своевременных поставках воздушных судов.
Так что поворот JAL в сторону Airbus символизирует расплату американцев за свои ошибки с поставками «Дримлайнеров», которые теперь вылились в потерю важнейшего для него рынка.
Для того чтобы сохранять монополию в Японии, американская компания вела большую и тонкую игру. Она создала цепочку поставок компонентов для своих самолетов с привлечением ведущих японских промышленных корпораций, доведя их долю в «Дримлайнере» до 35%. Японское правительство даже обеспечивало определенную помощь этим компаниям.
Поначалу Boeing попытался обвинить в проблемах с батареями их японского производителя. Однако рынок пришел к консенсусу относительно того, что, скорее всего, причиной возгораний стали все-таки неполадки системы контроля электрификации во время полета. Вместо использования сжатого воздуха из реактивных двигателей для контроля многих функций Dreamliner использует электроэнергию из турбин двигателя.
Пока не все потеряно JAL стала вторым заказчиком В 787 после ANA, первого и до сих пор крупнейшего оператора «Дримлайнеров». Ранее парк крупнейшей японской авиакомпании был укомплектован самолетами Boeing на 70%, однако в компании уже заявили, что намерены пересмотреть свою стратеги формирования флота. Аналогичный шаг может сделать и ANA. Как и JAL, она столкнулась со случаями задымления на своих самолетах и вынужденной остановкой полетов лайнеров. ANA уже объявила, что к 2020 году она собирается заменить 25 своих дальнемагистральных самолетов Boeing 777, чей срок эксплуатации подходит к концу. Как и JAL ранее, компания пока рассматривает вариант закупки A350 либо Boeing777X – удлиненного варианта популярного широкофюзеляжного лайнера.
Поворот JAL в сторону Airbus символизирует расплату американцев за свои ошибки с поставками «Дримлайнеров», которые теперь вылились в потерю важнейшего рынка.
Глава ANA Шиничиро Ито сказал Reuters в прошлом месяце, что при принятии решения о выборе поставщика воздушных судов компания будет принимать во внимание фактор риска задержек поставок. Это вполне выглядит как намек на отсрочки с поставками «Дримлайнеров».
Эксперты уверены, что, уязвленный потерей многомиллиардного заказа на самолеты от традиционного заказчика в пользу своего конкурента, Boeing наверняка будет пытаться выстроить свою контр-защиту путем налаживания отношений с ANA. У ANA уже есть незначительный флот лайнеров Airbus А320, которые работают на ближнемагистральной сети. Тем не менее, дальнемагистральный флот состоит только из самолетов Boeing.
После неудачи с JAL ANA фактически становится для Boeing рубежом, который нужно взять любой ценой. По данным источника Reuters в авиационной отрасли США, руководство корпорации сейчас находится под большим давлением с требованием сделать все возможное для того, чтобы отвоевать Японию у европейцев.
ANA заявила, что она должна принять решение в начале 2014 года, и аналитики ожидают с ее стороны соблюдения этого графика.
Американцам есть чем удивить Помимо надежды на сохранение за собой Японии благодаря ANA, у Boeing есть еще одна ставка, которая может сыграть в борьбе с крупнейшим конкурентом. Ею является новая разработка компании – самолет Boeing В-777Х. Как ожидается, самолет, который будет иметь новые двигатели и более длинные крылья, чем у 777-300ER, может совершить первый полет уже в этом году и поступит в эксплуатацию около 2020. По мнению специалистов, в своей следующей модели 777 производитель откажется от электрической версии управления лайнером, которая стала причиной бедствий «Дримлайнера».
Первым заказчиком 777X стала Lufthansa, которая в прошлом месяце заказала 34 таких самолета. Вариант высокопрочного лайнера 777-9X, который может вмещать до 400 пассажиров, уже вызвал интерес со стороны авиаперевозчиков Персидского залива.
ANA получила данные о характеристиках обоих лайнеров – как A350, так и 777X, сообщила пресс-секретарь компании. По ее словам, информация по-прежнему собирается и изучается.
Читайте также Только не это: в парке МАУ могут появиться "лайнеры мечты"
У Airbus может быть небольшое преимущество в связи с тем, что первый вариант A350-900 совершил свой первый полет в июне. Данные этих тестовых рейсов используются для того, чтобы подтвердить информацию, которую производитель предоставляет потенциальным клиентам. К тому времени как первый А 350 поступит во флот JAL в 2019 году, за ним уже будет солидный опыт эксплуатации – первые поставки лайнера запланированы на конец 2014 года. В то же время 777X остается лишь концепцией, которая пока не запущена. Неопределенность с графиком его поставок и производства, особенно после решения JAL, говорят о том, что «Боингу» стоит поработать над гораздо более сильной стратегией.
В контексте глобальной конкуренции На конец сентября Boeing проигрывал своему европейскому конкуренту по суммарному количеству заказов за 9 месяцев года: Airbus удалось продать 1076 лайнеров, что на 50 больше, чем у Boeing. Более 80% заказов приходится на узкофюзеляжные самолеты, которые закупают преимущественно низкобюджетные перевозчики. Однако самые большие прибыли производители получают с широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров.
В течение многих лет доминирование в этой нише принадлежало Boeing, но за последние годы Airbus сделал рывок и теперь отстает от конкурента, который продал 181 такой самолет, лишь на дюжину воздушных судов. Суммарное количество заказов на A350 составляет сегодня 750 на фоне 950 на Dreamliner. Однако стоит иметь ввиду, что Boeing запустила свой проект на три года раньше.
То, что Airbus всерьез посягает на доминирование в нише широкофюзеляжных лайнеров, следует и из других признаков. В последние месяцы заказы на Airbus 350 разместили CathayPacific и материнская компания BritishAirlines, International Airlines Group.
В данный момент многие авиакомпании пока сдержано относятся к «Дримлайнеру» из-за обрушившихся на него проблем. Многие сделали выбор в пользу Airbus A330, который за 20 лет эксплуатации заслужил хорошую репутацию в плане экономичности и надежности. Модель-бестселлер Boeing В-777 такая же «древняя», но авиакомпании сейчас воздерживаются от активных заказов на нее, поскольку рынок пребывает в ожидании новой удлиненной версии 777Х. Самолет должен быть впервые представлен на авиашоу в Дубае в следующем месяце. Вероятно, американский производитель очень надеется, что удачный запуск самолета позволит ему вступить с приливом сил в борьбу за новые заказы после шокирующего поражения, пережитого на этой неделе. Тем не менее, репутационные риски из-за «Дримлайнера» будут довлеть над корпорацией еще долго.
По материалам Reuters, Washington Post, The Economist