В 2014 году на заводах концерна Boeing было произведено свыше 600 самолетов. При этом чистая прибыль составила 5,5 млрд долларов. А начиналось все это сто лет тому назад с производства одного единственного гидроплана, который Вильям Боинг и его друг Джордж Вестервельт строили на судоверфи своими руками. Именно они основали компанию, которую все знают сегодня. При этом и Боинг, и Вестервельт в авиации были настоящими любителями, даже по меркам тех времен.
Лесной магнат Вильям (Вильгельм) Боинг происходил из зажиточной немецкой семьи. Отец Вильгельма иммигрировал в США (Детройт) в 20-летнем возрасте в 1868 году. На новой родине он сколотил неплохое состояние, занимаясь торговлей лесом. Когда Вильгельму было восемь лет, его отец умер от гриппа. Мать вышла замуж во второй раз. Отношения между отчимом и пасынком не очень складывались. Юношу отправили на учебу в Швейцарию. В Европе он пробыл около года, затем вновь вернулся в США. Как отмечают биографы, именно после возвращения Вильгельм англицизировал свое имя, став Вильямом и изменив написание фамилии. Учебу он продолжил в Шеффилдской научной школе в Йеле. Но и ее Вильям не закончил.
Читайте также Украинец автор логотипа Lufthansa? Расследование ЦТС
В 22 года Боинг решился на настоящую авантюру. Он уехал на запад, в глухие дебри штата Вашингтон (Сиэттл). Там он организовал собственное дело. На унаследованных от отца землях молодой Вильям занялся заготовкой леса. Дела пошли хорошо, Боинг начал скупать новые угодья. В 1908 году он перебрался жить в Сиэттл. Именно этот город был штаб-квартирой корпорации Boeing до 2001 года.
В конце 1900-х Вильям Боинг увлекся самолетами. Вначале Боинг решил научиться летать. Он начал брать уроки пилотского мастерства. В 1910 году на собрании авиаторов в Лос-Анджелесе он безуспешно попытался полетать на биплане. Провал его не остановил, а увлечение самолетами не прошло. Через несколько лет Боинг познакомился с Джорджем Вестервельтом. Вместе они летали на арендованном гидроплане. После нескольких полетов над озером Вашингтон Боинг и Вестервельт загорелись идеей построить свой собственный самолет. Так начинается история корпорации Boeing.
Рождение Boeing Производственной площадкой для сборки первого самолета стала судоверфь. Ее Вильям Боинг приобрел за 10 долларов несколькими годами ранее. Тогда судоверфь была ему нужна для строительства личной яхты, теперь же – для воплощения мечты. Именно на ее территории Боинг и Вестервельт собрали свой первый самолет. Это был гидроплан, более известный как B & W Seaplane. Перед созданием собственного самолета Боинг в 1915 году купил готовый гидроплан за 10 тыс. долларов.
Лето 1916-го оказалось для Вильяма Боинга поистине горячим. В июне было завершен первый из двух гидропланов B & W Seaplane. Месяцем позже Боинг зарегистрировал свою компанию – Pacific Aero Products, год спустя переименованную в Boeing Airplane Company. Благодаря Первой мировой войне компания получила свои первые заказы у военных. Даже после ее окончания армия и флот США предоставляли львиную часть заказов. К примеру, в 1923 году компания Boeing выпустила для армии США 200 самолетов MB3-A, а к 1926 году стала одним из наибольших производителей военных самолетов в Соединенных Штатах.
В 1927 году в Boeing решили заняться проектами для гражданской авиации. Тогда компания создала свою авиакомпанию для перевозки почты – Boeing Air Transport. А год спустя был создан Boeing 80, способный перевозить не только почту, но и 12 пассажиров на борту.
В 1934 году Конгресс принял Акт об авиапочте, по условиям которого авиакомпании должны были разделить свою деятельность в сфере перевозок и авиастроения.
Годы Великой депрессии внесли коррективы в деятельность компании. Еще накануне кризиса американские авиастроительные компании и производители комплектующих начали объединяться в группы. Так, Boeing объединился с Chance Vought и Hamilton Metaplane. Этот конгломерат получил название United Aircraft and Transport Corporation (UATC). Такое объединение привело к тому, что на рынке почтовых авиаперевозок начали формироваться монополисты, которые разделили между собой все маршруты.
В начале 1930-х в США произошел так называемый "авиапочтовый скандал". В Конгрессе было проведено расследование. А в 1934 году Конгресс принял Акт об авиапочте, по условиям которого авиакомпании должны были разделить свою деятельность в сфере перевозок и авиастроения. Под действие Акта попала и UATC, которая была вновь разделена на три компании: United Aircraft Corporation (сейчас United Technologies Corporation), Boeing Airplane Company (позже стала The Boeing Company) и United Air Lines (выполняла авиаперевозки). Сам Вильям Боинг подал в отставку с должности президента компании. Он решил завязать с авиацией, продав свою долю в Boeing Airplane Company.
Boeing после Боинга В дальнейшем судьба основателя и созданной им компании разошлись. Вильям Боинг полностью отошел от авиации. Свою жизнь он посвятил другим увлечениям. Вместе с женой Бертой они много путешествовали на своей яхте. Также у Боинга появилось новое увлечение – лошади. Он купил ферму площадью в 260 га, где занялся разведением лошадей. Кроме того, авиаконструктор пожертвовал часть своей земли для разбиения на мелкие участки. Впоследствии на этих землях возникло ряд поселений, которые стали частью Сиэтла.
В то же время, авиастроительная компания Boeing продолжала свою деятельность уже без ее создателя. Во время Второй мировой войны вновь пошли заказы от военных. Эта же тенденция сохранилась и в первое послевоенное десятилетие. Сдвиг произошел в конце 1950-х, когда был выпущен пассажирский лайнер Boeing 707. Именно этот самолет позволил производителю занять свою нишу на рынке гражданского авиастроения. Выпуск Boeing 707 продолжался до конца 1970-х, всего было построено более тысячи таких самолетов.
А в апреле 1967 года первый полет совершил Boeing 737, ставший самым успешным и самым продаваемым самолетом компании. С тех пор было построено 8599 таких самолетов (данные за июнь 2015 года). Сейчас изюминкой компании является Boeing 787 Dreamliner. На этот самолет возлагаются большие надежды по удержанию позиций на рынке. А конкурентов у Boeing сейчас хватает. Но главная битва может вскоре разыграться между Boeing и европейским концерном Airbus. От ее результата будет многое зависеть, как и для самого концерна, так и для отрасли в целом.
Читайте также Ирландский Гэтсби: кто создал крупнейшего лоукоста Европы