Впервые о необходимости организации паромной переправы через Дунай на юге нашей страны заговорили еще в 1990-х. Тогда между Одесской областью и румынской стороной был подписан первый протокол о намерениях. Однако от подписания протоколов до практической реализации проекта прошло около 20 лет - строительство началось только в 2015 году. Изначально планировалось, что переправа будет готова уже к лету 2016 года, но, по факту, завершить все работы с украинской стороны удалось только в начале 2019 года. После этого сроки введения в эксплуатацию переправы неоднократно переносились, по большей части из-за бюрократических проволочек со стороны Румынии. Тем не менее, в сентябре прошлого года состоялись два первых тестовых рейса, в июле этого года Румыния завершила обустройство своей части объекта, а 10 августа переправа была запущена в работу.

Во сколько обойдется переплыть на пароме 900 м по Дунаю до румынского города Исакча, в чем преимущества проекта и когда инвесторы рассчитывают вернуть вложенные деньги - в эксклюзивном интервью ЦТС рассказал заместитель председателя Одесского областного совета и один из инициаторов проекта Юрий Димчогло. 

117306143_3755379474488789_2861744590740669596_n  

Расскажите об истории проекта. 

У нас 167 км Дуная - и ни одного пункта пропуска. На юге Украины все дороги ведут через Молдову. Орловка-Исакча - это практически единственное место на Дунае, где проходит международная трасса Е87, и со стороны Украины, и со стороны Румынии грузовой транспорт к берегу Дуная может подъезжать беспрепятственно. 

Первый раз о переправе Орловка-Исакча заговорили еще в 1994 году. Тогда был подписан первый протокол о намерениях между Одесской областью и румынской стороной. Потом с периодичностью раз в несколько лет подписывались какие-то протоколы. 

В конце 2013 года я презентовал проект. Было разработано пре-ТЭО, согласован детальный план территории. В 2014 году областной администрации было представлено ТЭО проекта, после чего, в феврале 2015 года нам был выделен участок сроком на 49 лет под строительство объекта. 

Параллельно, уже совместно с обладминистрацией, мы инициировали подписание межправительственного соглашения об открытии пункта пропуска Орловка-Исакча, которое было подписано также в 2015 году. 

Когда началось строительство? 

Мы начали строительство в 2015 году и закончили в конце 2018 года. В 2019 году два раза протестировали работу переправы. 10 августа 2020 года переправа была запущена. 

Что было построено? 

На сегодня построен сам пункт пропуска, который включает несколько зданий: административное, помещение для карантина, вольеры для собак, зал ожидания, здание для углубленного осмотра автотранспорта, коммерческие помещения, камеры контроля, санитарные зоны и т.д., а также двухуровневое гидротехническое сооружение, которое рассчитано на низкий и высокий уровни Дуная. 

57172543_2643172529042828_7614102629186011136_n

Во столько оценивается проект? 

Только проектная документация стоила 200 тыс. долл. Всего инвесторы потратили на проект 5-5,5 млн евро. 

Какой срок окупаемости проекта?

От шести с половиной до восьми лет. 

Кто инвесторы? 

Одним из инвесторов был я. Еще до того, как стал заместителем главы областного совета. Потом я передал свою долю жене. Кроме меня есть еще два инвестора - украинская компания "Тигос" (учредитель – депутат Одесского областного совета Олег Сулаков. - ЦТС) и британская компания с украинскими корнями. Доли между инвесторами в проекте разделены в равных частях. 

С румынской стороны это тоже частные инвестиции? 

Да, часть порта в Исакче была передана румынской компании NAVROM BAC в концессию на 20 лет под паромную переправу. Она же является владельцем еще нескольких переправ на Дунае. Стоимость проекта с их стороны оценивается примерно в 5 млн евро. За эти средства был построен пункт пропуска, гидротехнические сооружения и паром. Но, если с украинской стороны этот проект полностью построен за средства инвесторов, то с румынской 1,1 млн евро, которые были потрачены на строительство пункта пропуска, компенсирует ЕС. 

Вы получили разрешение на ввод в эксплуатацию в 2019 году, почему движение открылось только сейчас? 

Последний год затянула Румыния. Полгода мы потеряли из-за того, что их проект дотируется ЕС и каждый этап контролировался с их стороны, потом коронавирус. Мы готовились открыться в конце марта. 

117375705_3161500710552852_4825006676384884437_o

Ранее говорилось, что этот проект один из первых примеров государственно-частного партнерства…

В 2018 году Минэкономразвития хотели зарегистрировать его как первый государственно-частный проект в Украине, когда готовили закон о государственно-частном партнерстве. Но из-за того, что разрешительные документы на строительство были выданы еще в 2015 году, они отказались от этой идеи. 

Какие преимущества переправы?

Во-первых, это прямое сообщение с Южной Европой, а также более короткий путь в Румынию и Турцию. Во-вторых, не будет надобности платить в Молдове транзитные платежи, которые составляют 4 евро с легкового автомобиля и 25-35 евро с грузового транспорта, плюс транзитное декларирование. Всего грузовой транспорт оставляет около 60 евро, проезжая транзитом через Молдову. Третье - будет сокращено время прохождения таможенного контроля. Сейчас, чтобы попасть в порты Румынии или Турцию, водителям нужно проходить четыре пограничных контроля - украинский, два молдавских и румынский. При этом каждый грузовик тратит на оформление от 12 часов до двух суток. В случае, если транспорт следует через переправу, нужно пройти только два таможенных контроля - украинский и румынский, что по времени занимает от 2 до 4 часов. Для транспортных компаний это очень большое подспорье. 

Какой экономический эффект для региона? 

В районе Орловки будет развиваться сопутствующая инфраструктура - заправки, кафе, рынки. Плюс мы рассчитываем на приток туристов - Исакча находится в полутора часах езды от крупного города Констанца. На базе паромного комплекса будет открыт туристический информационный центр - со следующего марта, что также даст толчок развитию туризма. 

Сколько паромов будет ходить? 

Мы начинаем с одного парома. Он построен специально для этого проекта румынской компанией NAVROM. Стоимость - 480 тыс. евро. Осадка - 140 см. Грузоподъемность - 15 грузовых автомобилей. Также есть возможность переправы легковых автомобилей и людей. Как только мы увидим, что нам его не хватает, украинская сторона обязана построить еще один такой же.  Тогда сможем сделать график раз в полчаса. 

photo_2020-08-11_15-16-07 (2)

Какая будет частота движения и график работы? 

Один паром даст нам частоту 1 раз в час. У нас есть разрешение от украинских и румынских властей на круглосуточную работу. Однако, на данный момент в Румынии до сих пор не отменено чрезвычайное положение из-за коронавируса, поэтому пока что разрешено движение только грузового транспорта. В ближайшие две недели будет рассматриваться вопрос об открытии легкового. По этой причине пункт пока что будет работать с 8 утра до 8 вечера. 

photo_2020-08-11_15-16-07 (3)

Какая стоимость переправы? 

1 пассажир - 1 евро, мотоцикл и мопед - 2 евро, легковой автомобиль - 15 евро, микроавтобус - 25 евро, грузовичок - 35 евро, грузовой автомобиль - 50 евро. 

На какой грузопоток рассчитываете? 

Мы рассчитываем минимум на 50-70 фур и 120-150 единиц легкового транспорта в сутки. Хотя, фактическая мощность переправы в несколько раз больше.

Читайте также Можем строить десятки барж в год – интервью с СП "Дунайсудосервис"