В августе, согласно данным Балтийской биржи, на фоне снижения деловой активности на рынке сухогрузных морских перевозок в целом, в сегменте фрахта судов типа Capesise произошел стремительный, но вполне прогнозируемый всплеск. Так, среднемесячное значение индекса стоимости фрахта Baltic Dry, отражающего колебания цен на транспортировку насыпных и навалочных грузов по двадцати основным мировым маршрутам, по сравнению с июлем снизилось на 31 пункт или на 3% и составило 1 091 пункт. В то же время аналогичное значение индекса стоимости фрахта судов типа Capesise повысилось на 97 пунктов или на 5%. Как констатируют эксперты «ЦТС-Консалтинг», это произошло вследствие увеличения объемов экспорта ЖРС в Китай.
Читайте также Экспорт руды: Украина установила рекорд, но ничего не выиграла
Наряду с этим они прогнозируют, что в обозримом будущем тенденция к усилению деловой активности на рынке сухогрузных морских перевозок сохранится. Ее будут поддерживать рост объемов производства в металлургии Поднебесной и, соответственно, спроса на импортируемое на Дальний Восток морским путем ЖРС. Аналогичной точки зрения придерживаются и специалисты компании ACM Shipping Group Plc., судового брокера, по данным которых в 2014 году общемировой объем перевозок по морю трех главных видов насыпных грузов – зерна, углей и ЖРС – достигнет рекордного показателя в 2,91 млрд. тонн. При этом объем перевозок ЖРС увеличится на 9% и составит 1,19 млрд. тонн.
Китайский импорт Напомним, что прошлый год стал периодом, когда, по оценкам аналитиков, ситуация на мировом рынке сухогрузных морских перевозок оказалась наихудшей за последние четверть века. Так, по итогам 2012 года среднее значение индекса стоимости фрахта Baltic Dry составило 921 пункт, что стало минимальным показателем с 1986 года. Более того, специалисты компании Clarkson Plc., крупнейшего в мире судового брокера, даже выражали опасения, что сложившееся положение дел останется без изменений и в нынешнем году, поскольку объем торговли навалочно-насыпными грузами, по их предположениям, должен был вырасти лишь на 4%, а размер флота – на 7%.
Однако наряду с этим аналитики Morgan Stanley предполагали, что в этом году общемировой спрос на ЖРС вырастет на 8,3%, а объем его поставок морским путем – на 9,1%. «В прошлом году объем общемировой торговли этим видом сырья составил 1,06-1,09 млрд. тонн», – напоминает аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк. «А в нынешнем, согласно прогнозам, общемировой спрос на него должен достичь 1,31 млрд. тонн», – продолжает аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка.
При этом эксперты констатируют, что большая часть выпускаемого в мире и перевозимого по морю ЖРС поступает в Китай. «Его доля в объеме общемирового потребления этого вида сырья достигает примерно 51%, а доля в объеме поставок морским путем близка к 70%», – отмечает г-н Тополюк. «В прошлом году Китай импортировал 745 млн. тонн ЖРС, что составило 62% его общемирового потребления», – уточняет г-н Дзвинка. То есть, вполне очевидно, что прогноз Morgan Stanley о росте спроса на ЖРС в этом году был основан на наличии предпосылок для увеличения объемов его потребления в Китае.
Действительно, как рассчитывали в Bloomberg, в нынешнем году видимое потребление металлопродукции в Китае вырастет на 4,6% – до 708,8 млн. тонн, а значит, страна импортирует не менее 773 млн. тонн ЖРС. В свою очередь как прогнозировали в Бюро по энергетическим ресурсам и экономике Австралии, рост объемов металлопотребления в КНР вызовет резкий скачок объемов импорта ЖРС. И, наконец, как заявлял представитель Китайской ассоциации чугуна и стали Ли Синь, в этом году КНР увеличит объем потребления ЖРС на 5,7% – до 1,11 млрд. тонн.
Последующие события в полной мере подтвердили все эти предположения. Так, например, только в апреле этого года китайские металлурги закупили за рубежом 67,15 млн. тонн ЖРС, что на 16,4% больше, чем в апреле прошлого года. Или же – в июне объем вывоза этого вида сырья лишь из австралийского морского порта Port Hedland в Китай достиг 22,9 млн. тонн, что на 43% больше, чем в июле минувшего года. В результате, объем импорта ЖРС в Китай за январь-август этого года почти совпал с объемом его общемировой торговли по итогам полугодия. «Так, за шесть месяцев текущего года объем потребления ЖРС, перевезенного морским путем, в мире увеличился на 6% – до 554 млн. тонн», – отмечает г-н Тополюк. «При этом в январе-августе объем поставок этого вида сырья в КНР из-за рубежа вырос на 8,3% – до 526,24 млн. тонн», – добавляет г-н Дзвинка.
Украинский экспорт Вполне естественно, что данная тенденция в значительной мере затронула и Украину. Так, в январе-августе этого года она экспортировала 25,7 млн. тонн ЖРС, что на 8,6% больше, чем в аналогичный период прошлого года. При этом объем поставок этого вида сырья в Китай, Турцию, Чехию и Германию на 2,7 млн. тонн увеличился, а в Польшу и Венгрию – на 1 млн. тонн уменьшился. Между тем, объем его экспорта собственно в Китай вырос на 21% и достиг 7,97 млн. тонн, что составило примерно треть общего объема его украинских поставок за рубеж.
Объем экспорта ЖРС в Китай из Украины будет увеличиваться более-менее независимо от общемировых тенденций на рынке данного вида сырья.
В середине сентября аналитики Goldman Sachs заявили, что, поскольку реализация инфраструктурных проектов в Китае набирает обороты, а металлопотребители пополняют запасы, спрос на ЖРС в этой стране в течение IV квартала этого года будет расти. Аналогичного мнения придерживается и г-н Тополюк. В то же время г-н Дзвинка высказывает более сдержанные предположения. «В августе-сентябре китайские металлурги пополнили запасы ЖРС, а потому – до конца года существенный рост спроса на этот вид сырья маловероятен. Скорее всего, в сентябре-декабре Китай импортирует еще почти 255 млн. тонн, и по итогам года объемы его ввоза в эту страну составят примерно 780 млн. тонн», – уточняет он.
Что касается следующего года, то, по мнению эксперта, спрос на ЖРС будет также увеличиваться, но на 3-5% медленнее, чем в нынешнем. «Основной движущей силой позитивных изменений будет оставаться Китай, а также тенденции к стабилизации и некоторому росту в Европе, второму после КНР экспортеру ЖРС в мире. А уменьшение темпов роста спроса на этот вид сырья будет связано с замедлением темпов экономического развития в Поднебесной», – поясняет г-н Дзвинка. «Вполне вероятно, что в будущем году объем импорта ЖРС в Китай также будет расти, но несколько меньшими темпами, чем в этом», – подчеркивает г-н Тополюк.
Между тем, как полагают эксперты, объем экспорта ЖРС в Китай из Украины будет увеличиваться более-менее независимо от общемировых тенденций на рынке данного вида сырья. «Дело в том, что китайские металлургические компании, которые две трети потребляемого объема ЖРС закупают у трех сырьевых гигантов – BHP Billiton, Rio Tinto и Vale, стремятся диверсифицировать источники этого вида сырья. И это позволит украинским производителям наращивать объемы его поставок», – поясняет г-н Дзвинка.
Что же касается будущего года, то, как указывает эксперт, объем украинского экспорта ЖРС в Китай будет также зависеть от конъюнктуры ключевых для отечественных металлургов рынков стали. «В случае отсутствия роста спроса на украинскую металлопродукцию, отечественные производители ЖРС, сталкиваясь со слабым спросом на их продукцию в Украине, будут продолжать переориентацию поставок на внешние рынки», – уточняет он. В целом, в Eavex Capital оценивают, что в следующем году объем экспорта этого вида сырья в КНР может вырасти на 4-6% и достичь 18,8 млн. тонн.