"2013-й станет годом жесточайшей конкуренции между производителями железорудного сырья. Каждый из горно-обогатительных комбинатов будет вынужден в буквальном смысле бороться за свое место под солнцем", – заявил председатель правления Южного ГОКа Михаил Короленко. Разумеется, как подчеркнул топ-менеджер, речь идет о том, чтобы в условиях падения спроса на металлопродукцию и, соответственно, на все виды металлургического сырья, прежде всего, удержаться на завоеванных ранее рынках сбыта. И это значит, что если прошлый год оказался для украинских рудокопов довольно тяжелым, то нынешний, вероятно, будет ничуть не легче.
Зависимость от Китая В начале осени прошлого года цены на ЖРС на мировом рынке опустились до минимального уровня с конца 2009 года. "Так, по сравнению со средней стоимостью рудной мелочи с 62-процентным содержанием железа в Китае в январе-августе, к сентябрю бенчмарк-цены на этот вид сырья снизились на 35% – до 87 долларов за 1 тонну", – рассказывает аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка. Главной причиной этого был Китай, который импортирует почти 60% общемирового объема перевозимой по морю руды и где темпы экономического развития неуклонно замедлялись.
Однако, достигнув дна, цены сразу же начали расти и, по данным Financial Times, в течение сентября-декабря поднялись на 60%. "Уже к концу года они повысились на 67% – до 145 долларов за 1 тонну. Этому способствовало улучшение макроэкономической ситуации в КНР в четвертом квартале, благодаря которому местные сталелитейные компании, в надежде на рост спроса на их продукцию, начали пополнять запасы сырья", – поясняет Дзвинка.
Тем не менее, в результате сентябрьского обвала, итоги 2012 года оказались неудовлетворительными. Так, по данным агентства Bloomberg, средняя цена на ЖРС в китайском порту Тяньцзинь, которая является общепринятым в мире ориентиром, упала на 22-23%. "По сравнению с 2011 годом, когда средняя цена на руду в Китае достигала 168 долларов за 1 тонну, в минувшем году этот показатель составил 128 долларов, – отмечает аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк. – И произошло это также и вследствие экономических проблем в ключевых регионах мира".
Сейчас примерно 30% общего объема экспорта ЖРС перевозят по железной дороге, а 70% – морским путем.
Между тем, вопреки этому неблагоприятному тренду, в прошлом году объем экспорта ЖРС из Украины вырос до максимального уровня за всю историю ее независимости. Так, отечественные ГОКи увеличили поставки этого вида сырья за рубеж на 2,8% – до 35,14 млн. тонн. При этом темпы роста данного показателя существенно замедлились, а объем выручки еще более значительно сократился. Если в 2011 году объем внешних поставок ЖРС вырос на 4,3% и, составив 34,17 млн. тонн, принес экспортерам 3,78 млрд. долларов, то в 2012 году, несмотря на возросшее количество, объем выручки, наоборот, уменьшился на 17,3% и едва превысил 3,13 млрд. долларов.
Впрочем, уже к началу этого месяца котировки на 62-процентную руду в порту Таньцзинь поднялись на 0,7% – до 154,2 долларов за 1 тонну. А потому – отечественные ГОКи, используя благоприятный момент, только за январь этого года увеличили объем экспорта ЖРС на 17,2% – до 3,65 млн. тонн. Вполне естественно, что большая часть этого объема – 59,32% – поступила в КНР.
Решающая роль транзита В общем объеме украинского экспорта доля ЖРС является достаточно значимой для того, чтобы ее колебания могли оказать влияния на положение на рынке грузовых перевозок. В общем объеме перевозок грузов ж/д транспортом в Украине доля железной и марганцевой руды достигает 20% и хотя объем ее экспорта из Украины в натуральном выражении в прошлом году увеличивался, объем ж/д перевозок этого вида сырья, наоборот, уменьшался. Так, по данным Государственной службы статистики Украины, в частности, в январе-ноябре отправление железной и марганцевой руды на железной дороге сократилось на 3,5%. Что, разумеется, повлияло на конечный результат. Так, по информации "Укрзализныци" (УЗ), по итогам года общий объем перевозок снизился на 2,5% – до 457,5 млн. тонн. Из которых, как подчеркивают в пресс-службе УЗ, по-прежнему значительную часть составляют железная и марганцевая руда – 86,7 млн. тонн.
Следует подчеркнуть, что в общем объеме отечественных ж/д перевозок 9,2% составляют транзитные грузы. И, как поясняют специалисты УЗ, именно существенное уменьшение объемов транзита в минувшем году и стало главной причиной общего спада. "Тенденция к сокращению объема транзитных перевозок сохранялась в течение всего года. Уже в январе-октябре он снизился на 18,7% и составил 34,8 млн. тонн, – уточняют в пресс-службе УЗ. – При этом наибольший спад произошел в сегменте сырьевых грузов, поступающих из России, что было обусловлено переориентацией грузопотоков на местные порты".
"Сейчас примерно 30% общего объема экспорта ЖРС перевозят по железной дороге, а 70% – морским путем. Ситуация в сфере транзита аналогична. И это столь существенный показатель, что даже незначительное его изменение в ту или иную сторону может породить весьма ощутимый эффект", – поясняет руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин. Действительно, в прошлом году объем перевалки российского ЖРС через украинские порты уменьшился на 17,1%, что вполне сопоставимо с объемом спада транзитных перевозок и на железной дороге. И это также сказалось и на итоговом показателе деятельности отечественных портов – за весь год они снизили объем перевалки грузов примерно на 4% – до 109 млн. тонн.
Туманные очертания будущего Что касается нынешнего года, то пока прогнозы по поводу конъюнктуры рынка ЖРС, остаются довольно противоречивыми. Так, эксперты банка Morgan Stanley предполагают, что вследствие ускорения темпов экономического роста в Китае, спрос на руду, перевозимую по морю, увеличится на 8,3%. В частности, сама КНР нарастит объем импорта этого вида сырья до рекордного уровня – на 6,9% или до 778 млн. тонн.
Однако существенного влияния на среднегодовую цену это не окажет. Как считают в Morgan Stanley, она поднимется с прошлогодних 128 лишь до 133 долларов за 1 тонну. При этом если в течение первого полугодия она будет расти и достигнет 142 долларов в первом квартале и 170 во втором, то в последние шесть месяцев года она будет снижаться и составит 125 долларов в третьем квартале и лишь 110 к концу четвертого. Главной причиной очередного падения цен, по мнению экспертов, станет рост объемов добычи руды в самом Китае, что, естественно, приведет к сокращению потребности в привозном сырье.
Аналогичного мнения придерживаются и отечественные эксперты. Так, в ИК Eavex Capital полагают, что в этом году средняя цена на ЖРС останется на прошлогоднем уровне. "Дело в том, что, согласно прогнозу Всемирной ассоциации стали, в нынешнем году объем металлопотребления увеличится на 3,2%, и это повлечет за собой соразмерный рост спроса на руду. Однако, позитивный эффект, скорее всего, будет нейтрализован вероятным вводом в эксплуатацию новых мощностей по добыче этого вида сырья в мире, особенно во второй половине года", – отмечает Дзвинка. А, по предположению Concorde Capital, среднегодовая цена на ЖРС даже снизится. "В основном, потому, что при относительно стабильном или несколько снижающемся объеме выплавки стали в мире, объем производства руды будет расти", – добавляет Тополюк.
Тем не менее, как считают отраслевые эксперты, по итогам 2013года Украина превзойдет прошлогодний рекорд и нарастит объем экспорта ЖРС до 36,5 млн. тонн. При этом она наверняка увеличит объемы поставок руды в Китай и, возможно, в Сербию, в случае возобновления работы местного сталелитейного завода Zelezara Smederevo, однако, скорее всего, сократит объемы сбыта в Венгрии. Впрочем, очевидно, что, в целом, рост окажется незначительным. "По-видимому, он не превысит 1%, – полагает Дзвинка. – Отчасти это будет связано с планами украинских металлургов по увеличению объема выплавки стали на 2%, что вызовет переориентацию части экспортных поставок руды на внутренний рынок. А собственно рост объемов экспорта ЖРС будет обеспечен преимущественно компанией Ferroxpo plc. за счет ввода в эксплуатацию дополнительных мощностей по добыче руды на подконтрольном ей Еристовском ГОКе".
В силу всех этих причин, как считает Куксин, в течение первого полугодия этого года объемы перевозок руды будут, вероятно, увеличиваться. "Однако, в конечном счете, не исключено, что даже скромных показателей прошлого года в этом году достичь не удастся, – допускает эксперт. – Особенно, если Украина не сможет вернуть транзит".