Сегодня мир облетела шокирующая новость – британцы поддержали выход из ЕС. Что будет дальше – мало кто берется судить, но премьер-министр страны уже подал в отставку. Однако, пожалуй, самым расстроенным оказался глава ирландского лоукоста Ryanair Майкл О'Лири, активно агитировавший за единую Европу. В Ryanair как нельзя лучше понимают выгоды единой Европы, но, похоже, британцам такая модель не по душе. "Если Великобритания выйдет (из ЕС), я думаю, что это неизбежно, то это будет конец европейского проекта", – заявил он накануне референдума.
В то же время, для юристов Brexit станет настоящим вызовом, считает заместитель министра инфраструктуры по евроинтеграции Виктор Довгань. "Для юристов-международников результаты референдума 23 июня 2016 года являются tabula rasa по имплементации. Понятно, что парламенту необходимо утвердить и подать нотификационные инструменты в третьи страны. Это вызовы для политической системы ЕС и Великобритании, поскольку необходимо будет создать около 30 процентов новых государственных органов, например Комиссию по торговым расследованием", – прокомментировал он ЦТС.
Мы собрали мнения экспертов и юристов о влиянии Brexit на будущее транспортной отрасли Великобритании, а также, как отразятся результаты референдума на авиации Украины.
Пессимизм министра транспорта Великобритании
Министр транспорта Великобритании Патрик Маклохлин является активным противником Brexit. В нескольких интервью он отмечал, что выход Великобритании из ЕС негативно повлияет на транспортный сектор страны. Очень мрачное будущее, по мнению министра, ждет автомобильную индустрию, которую страна может потерять, как в свое время это случилось с угольной промышленностью. Многие иностранные автопроизводители не будут открывать новые мощности на Альбионе.
По мнению Маклохлина, экономику Великобритании в будущем ждет финансовый шок и отток инвестиций. "Некоторые из тех, кто думает, что мы должны выйти из [ЕС], говорили, что единый рынок не имеет значения. Он имеет значение. Он сделал Соединенное Королевство магнитом для инвестиций", – отмечает Патрик Маклохлин. Отток инвестиций приведет к финансовой нестабильности, которая, как считает министр, повлияет на весь транспортный сектор страны, и приведет к подорожанию билетов на поезда, самолеты и паромы. "Если заниматься бизнесом становится сложнее, цены идут вверх. Если инфляция растет, цены идут вверх, и у нас уже нет стольких денег для инвестиций", – говорит министр. В целом, Патрик Маклохлин считает, что Brexit таит в себе "неведомый риск".
Угрозы для британской авиации после Brexit
Авиационная отрасль Великобритании после Brexit окажется в самом затруднительном положении. В первую очередь это коснется британских лоукостов. "Доступ Великобритании к свободному рынку был ключевым фактором роста для бюджетных перевозчиков в течение последних двадцати лет. Британские авиакомпании будут стремиться и дальше пользоваться доступом к внутреннему рынку ЕС для воздушного транспорта, который можно сохранить в самый простой способ через присоединение Великобритании к Единому европейскому воздушному пространству (ECAA). Однако, следует отметить, что членство в ECAA требует от Великобритании принятия авиационных законов ЕС и также будет зависеть от согласия действующих членов, которые могут более неодобрительно относится к Великобритании и ее тяжеловесным лоукостам и другим авиакомпаниям, чем к развивающимся авиакомпаниям стран ECAA, не входящих в ЕС", – отмечают юристы международной юридической компании Norton Rose Fulbright.
Еще одной проблемой для британской авиации станет потеря выгод от соглашения между ЕС и США по "открытому небу", которое позволяет авиакомпаниям ЕС и США летать между пунктами в ЕС и США (на данный момент европейские перевозчики не могут летать внутри США). Также, по мнению юристов Norton Rose Fulbright, после Brexit могут возникнуть проблемы с регистрацией в Великобритании воздушных судов, которыми владеют граждане или компании, зарегистрированным в странах ЕС, или передачей в аренду британскими перевозчиками самолетов партнерам на континент.
Остаться в ЕС больше всего хотели жители Гибралтара (95,9%).
Проблемы могут возникнуть и у британско-испанского авиационного объединения IAG, куда входят British Airways и Iberia. Какие именно юристы и эксперты пока не берутся прогнозировать. Аналитики консалтинговой компании Global Counsel отмечают, что Brexit может повлиять на туристический поток из Великобритании в Испанию, однако конкретных прогнозов не делают.
Морская и ж/д отрасли не ощутят перемен
В отличие от авиации, железнодорожная и морская отрасли Великобритании не ощутят существенного влияния Brexit. Юристы Norton Rose Fulbright уверены, что британские ж/д операторы смогут и дальше принимать участие в тендерах на континенте как минимум до 2019/2022 года. Однако дальнейшая перспектива будет зависеть от характера взаимоотношений ЕС и Великобритании. Ж/д сообщение острова с континентом также будет функционировать в обычном режиме. "Регулярное сообщение под туннелем в Ла-Манше было установлено международным договором между двумя суверенными государствами. Я уверен, что договоренности останутся в силе", – заявил глава Groupe Eurotunnel (оператор тоннеля под Ла-Маншем) Жак Гунон.
Британские судоходные компании также не ощутят последствия Brexit, они и в дальнейшем смогут доставлять грузы в/из европейских портов. Однако юристы Norton Rose Fulbright отмечают, что может возникнуть вопрос таможенных сборов на грузы. Его решение будет зависеть от того, останется ли Великобритания членом Единой экономической зоны или нет. В целом, Brexit мало повлияет на судоходство.
Дорожное законодательство Великобритании мало изменится
Юристы британской юридической компании Pellys Transport & Regulatory Law, специализирующейся на дорожном законодательстве, отмечают, что большая часть действующих законов, регулирующих автоперевозки и которые применяется к операторам Великобритании и их водителям вытекает из законодательства ЕС. Поэтому в компании считают маловероятным, что выход Британии из ЕС вызовет масштабный пересмотр британских транспортных законов, но весьма вероятно, что большинство законов ЕС, которые непосредственно связаны с безопасностью дорожного движения будет действовать и дальше.
"Однако Brexit может оказать серьезное влияние на свободное перемещение рабочей силы по всей Европе и, как следствие, ограничить доступ британских компаний к водителям, приезжающим на работу в Великобританию из других стран ЕС", – отмечают в Pellys Transport & Regulatory Law.
Три сценария развития британской логистики
Аналитик британской логистической компании Tudor International Freight (графство Йоркшир) и ее глава Дэвид Джонсон считает, что только в рамках графства Йоркшир выход Великобритании из ЕС может иметь серьезное влияние на 300 тысяч рабочих мест, то есть 15% от общего количества в регионе, и на почти 46-процентную долю экспорта региона в ЕС, объем которого в прошлом году составил 7,8 млрд фунтов.
По мнению эксперта, в результате Brexit могут быть реализованы сценарии Норвегии, либо Швейцарии или Китая. Самый простой из них – модель Норвегии, которая является членом Европейской экономической зоны и подписала соглашение о свободной торговле с ЕС. Норвежский сценарий даст возможность британским компаниям не платить пошлины или налоги при перемещении товаров через границы. "Тем не менее, они должны будут предъявлять документы, подтверждающие происхождение товаров для подтверждения того, что они не обязаны платить налоги. Это становится все более дорогостоящей задачей, учитывая все большую сложность современных цепочек поставок", – считает эксперт.
Швейцарский сценарий предполагает подписание Великобританией целой серии двусторонних торговых соглашений с ЕС, аналогичных 120 договорам, которые объединение заключило со Швейцарией. Но этот вариант также создаст дополнительные сложности и увеличит стоимость товаров. "При въезде в Швейцарию, товары, экспортируемые из ЕС, по-прежнему должны пройти таможенное оформление и, как правило, облагаются НДС и импортными пошлинами", – отмечает Дэвид Джонсон.
Третий, китайский, сценарий вступит в силу, если Великобритания выйдет из ЕС после официального двухлетнего периода выхода без согласования альтернативных торговых соглашений с объединением, как это будет в норвежской или швейцарской модели. Это означает необходимость выполнение правил Всемирной торговой организации и установку новых пошлин для стран, с которыми Великобритания не имеет соглашений о свободной торговле.
Как повлияет Brexit на транспорт Украины?
Украина не является членом ЕС, поэтому выход Великобритании из ЕС окажет незначительное влияние на нашу страну. "Существующее на сегодня состояние сотрудничества в области транспорта является достаточно ровным. Проблемные вопросы на двустороннем уровне отсутствуют. Совместных коридоров между Украиной и Великобританией в рамках ТEN-T не имеет. Поэтому, выход Великобритании из ЕС не повлияет на состояние двусторонних отношений в области транспорта между Украиной и Великобританией", – отметил заместитель министра инфраструктуры по евроинтеграции Виктор Довгань.
Однако Brexit может иметь косвенное влияние на судьбу отечественной авиационной отрасли. Так, уже несколько лет откладывается подписание договора об "открытом небе" между Украиной и ЕС из-за нерешенности статуса Гибралтара. Фактически город принадлежит Великобритании, но юридически соседняя Испания отказывается признавать британское правление.
Нам остается позиция Испании, которая считает Гибралтар своей территорией. Это несколько осложняет ситуацию.
После референдума на Альбионе ряд украинских экспертов высказали мнение, что Brexit может посодействовать решению вопроса. "Исчезновение препятствия Гибралтара для подписания САП с Украиной и договор, который невыгоден ни одной украинской компании, наконец, подпишут", – написал на своей страничке в Facebook Александр Ланецкий, директор Friendly Avia Support.
В то же время, министр инфраструктуры Владимир Омелян настроен настороженно. Он считает, что Brexit создаст дополнительные преграды в переговорном процессе. "Мы будем исходить из того, каким будет окончательное решение по референдуму в Великобритании. И сегодняшнее заявление Дэвида Кэмерона о том, что новое правительство должно вести новые переговоры - это не лучший вариант. Нам остается позиция Испании, которая считает Гибралтар своей территорией. Я бы сказал, что это несколько осложняет ситуацию", – заявил Владимир Омелян.
Заместитель министра Виктор Довгань настроен более оптимистично. Он напомнил, что Украина 21 ноября 2011 года подписала с Великобританией двухсторонний договор о воздушном сообщении, "в котором фактически заложены либерализированные условия выполнения авиаперевозок" (документ вступил в силу 17 июля 2015 года), и этот договор не противоречит Соглашению о Совместном авиационном пространстве (САП) с ЕС, которое планируется подписать. "Принципы, заложенные в Соглашении о САП, в части, касающейся переходных периодов доступа на рынок и создания более либеральных условий выполнения регулярного воздушного сообщения, соответствуют положениям двустороннего соглашения о воздушном сообщении, в частности, в части постепенного снятия имеющихся ограничений по количеству назначенных авиапредприятий, рейсов и географии полетов", – отметил Виктор Довгань.
При подготовке статьи использовались материалы The Guardian, The Independent, The Telegraph, Bloomberg и официальных сайтов юридических компаний