Крупнейшему частному портовому оператору Украины – Трансинвестсервис (ТИС) – в течении пяти дней пришлось сначала отбиваться от спецназа СБУ, а затем принимать высокопоставленную делегацию Американской торговой палаты (АСС) и посольства США. Что делали американцы на предприятии, об идее инвестировать в собственные железнодорожные мощности, столпотворении в приемной Михаэла Саакашвили и почему застопорились проекты по LNG-терминалу и нефтеперевалке генеральный директор группы морских терминалов ТИС Андрей Ставницер рассказал в  эксклюзивном интервью порталу Центра транспортных стратегий.

Читайте также Какие перспективы у портов Украины видят западные эксперты – интервью с директором MTBS

О дноуглублении 

Какая цель визита представителей Американской торговой палаты на терминал?

Мы - член торговой палаты и много работаем с ними в Киеве. Мы хотим, чтобы АСС увидела, что на рынке есть компании, обладающие экспертизой во владении и управлении портами. Чтобы они были уверены: в стране еще есть ненормальные, которые инвестируют в инфраструктуру, у которых есть долгосрочное видение и стратегия (смеется).

В начале года говорилось о том, что АМПУ изучает вопрос дноуглубления акватории порта Южный до причалов ТИС. На какой стадии сейчас эта тема?

АМПУ все еще продолжает глубоко изучать этот вопрос. 

Что даст ТИСу дноуглубление, о каких глубинах может идти речь?

Речь идет о глубине 19 метров, что позволило бы нам конкурировать с причалами ГП «Порт Южный». Сейчас процесс выглядит следующим образом: мы загружаем на судно 150 тыс. тонн руды. А потом оно идет к причалу Южного и грузит еще 50 тыс. тонн. Их технологии медленнее наших, зато у них есть глубина. 

"ТИС-Зерно принадлежит господину Федорычеву. Никто из других наших акционеров долями в ТИС-Зерно не обладает"

Если не дождетесь дноуглубления от АМПУ – готовы ли сделать его сами?

Мы ищем механизмы гарантирования возврата наших инвестиций. Нужно понять, когда и как вернутся те деньги, которые мы уже вложили в дноуглубление. Ведь это более 40 млн долл. Каким будет этот механизм – можно обсуждать: дисконтирование, скидки, отработка, налоговые взаимозачеты или простой возврат. Мы считаем лучшим механизмом – компенсацию инвестиций, но ее методика пока не разработана.

Сама форма не имеет принципиальной разницы. Но пока такая форма не будет гарантирована – инвестиции в инфраструктуру идти не будут. 

Премьер-министр Арсений Яценюк и министр инфраструктуры Андрей Пивоварский предлагают ввести Свободную практику в портах. То есть, разрешить разгрузку судна не дожидаясь конца проверочных процедур. Поддерживаете ли вы инициативу?

Очень поддерживаем. Эта практика уже внедряется. К сожалению, под нее подпадают далеко не все суда. Де-юре свободная практика есть, а де-факто лишь каждое 5-е судно под нее подпадает. 

Почему так получается?

С применением Свободной практики должны быть согласны все члены комиссии, которая поднимается на борт. Никто не может быть против: ни пограничник, ни таможенник, ни эколог. А такой консенсус бывает лишь в 20% случаев. 

О тарифах УЗ

Мы слышали, что Вы работаете над улучшением тарифной политики УЗ, в чем суть Вашего предложения?

Согласно нашей  идее, Укрзализныця будет предоставлять скидки грузоотправителям в обмен на формирование составов – 55 вагонов однородного груза. Сегодня самое острая проблема – доставка зерна в порты. Железнодорожные мощности компаний-отправителей на сегодня не могут формировать состав в 55 вагонов зерном.

В результате зерно идет группами вагонов, в разнобой с вагонами, перевозящими другие грузы. В итоге сортировкой этих составов занимаются припортовые станции УЗ, что создает очереди и значительно замедляет процесс подачи грузов в порты.

Новый подход создаст стимулы отправителям зерновых грузов инвестировать в собственные железнодорожные мощности, а железнодорожники смогут расшить узкие места в логистике. Это повышает скорость процессов в УЗ, а значит, потенциально увеличивает количество перевезенных грузов. Кстати в США скидки на формирование составов достигают 50%. 

"Новый подход создаст стимулы отправителям зерновых грузов инвестировать в собственные железнодорожные мощности, а железнодорожники смогут расшить узкие места в логистике"

Наше государство такую скидку не даст никогда.

Мы пока говорим не о размере. Мы хотим прийти к взаимопониманию по необходимости механизма в целом. Предварительно крупные компании, такие как Бунге, Карглилл, Дрейфус, владельцы элеваторов нас поддерживают. Все согласны с тем, что если покажут механизм возврата денег, то они будут инвестировать в увеличение пропускной способности элеваторов, в железнодорожные пути. 

Контактировали ли вы уже с новым главой Одесской ОГА Михеилом Саакашвили, обсуждались ли улучшения в работе портовой отрасли?

Он очень занят, а мы и не спешим. Ждем, пока он освободится. Там такие массы людей в приемной, вы себе даже не представляете… 

О грузах

Почему был отложен проект LNG-терминала?

Последний визит турецкой делегации в Киев (в нее входили президент Турецкой республики, министр иностранный дел и другие) показал бесперспективность этого проекта в ближайшие пару лет. 

Причина только в отказе пропускать танкера через Босфор? Разве удешевление газа не уменьшило привлекательность проекта?

Конъюнктура не поменялось, потребности Украины не поменялись. Причина лишь в том, что стороны не нашли взаимопонимания по вопросу прохождения газовозов. 

Каким прогнозируете грузооборот в этом году?

Пока что мы идем на плюс 3-4% к результатам 2014-го. 

Как изменились грузопотоки в связи с кризисом?

В прошлом году появился импорт угля. В этом году он пока не начался. Но, уверен, скоро начнется – ведь надо подготовиться к отопительному сезону, и начать аккумулировать уголь на станциях.

Упали объёмы контейнеров – так как упала гривна и платежеспособность населения.

Значительно вырос экспорт железно-рудного сырья. Дело в том, что в стране снизилась выплавка стали. При этом производство руды стабильно. Вот ГОКи, в частности, группы «Метинвест», и наращивают экспорт.

Объем зерновых останется стабильным в этом году. 

Кстати, расскажите о структуре собственников компании ТИС-Зерно. Она входит в группу ТИС, или это отдельная компания с другими собственниками?

ТИС-Зерно принадлежит господину Федорычеву (российский бизнесмен Алексей Федорычев – ред.) Никто из других наших акционеров долями в ТИС-Зерно не обладает. Структурно мы связаны лишь тем, что обеспечиваем их железной дорогой, электричеством и водой. 

Ранее Вы говорили о том, что планируете построить нефтетерминал?

Дело в том, что все, что связно с нефтепродуктами сейчас крайне заполитизировано. Крайне. Поэтому мы сейчас занимаемся проработкой различных вариантов. Мы работаем над этим.