Ричардс-Бэй – 50-ти тысячный городок на востоке Южноафриканской республики, о котором украинцы, может быть, никогда бы и не узнали, если бы не война на Донбассе. Разрушенная железная дорога отрезала от наших тепловых электростанций шахты находящиеся на расстоянии от Киева в 700 километров. Чтобы возместить потери приходится везти уголь из Африки - с месторождений отдаленных от нас на более чем 8 тысяч километров.

В Ричардс-Бэй расположен один из крупнейших в мире угольных терминалов. Именно там были отгружены первые партии импортируемого Украиной энергетического угля, прибытие которых в порт Ильичевска ожидается после 15 октября. Парадокс в том, что стоимость этого топлива дешевле добываемого на Донбассе, даже не смотря на огромное транспортное плечо.

Читайте также Разрушенный Донбасс: кто и сколько потерял из-за войны в регионе

По состоянию на 3 октября цена поставки южноафриканского угля в украинский порт на Черном море составляла (на условиях CIF) 81,6 долларов/тонна и включала в себя следующие составляющие: стоимость покупки угля на условиях FOB Richards Bay  – 65,6 долл./тонна, стоимость доставки угля из порта RichardsBay в украинский черноморский порт 16 долл./тонна.

Пока украинские порты ждут импортный уголь, экспортные отгрузки отечественного катастрофически падают. Так, если в июле спад экспорта по ж/д и морю составил 26% и 24%, то в августе – уже 69% и 66% соответственно. В цифровом выражении экспорт угля и кокса упал с 756 тыс. тонн до 227 тыс. тонн (по ж/д) и с 593 тыс. тонн до 201 тыс. тонн (по морю). При этом в августе в украинских портах было перевалено 227 тыс. тонн транзитного угля. Иными словами, сейчас перевалка отечественного и транзитного угля практически сравнялась. Однако, и транзит за последние месяцы потихоньку, но все же снижается: в июле был спад на 18%, в августе – на 3 процента. В августе лидером падения по перевалке угля на экспорт стал порт Южный (вместе с ТИС) – минус 50%, а также Николаевский МТП – минус 44%.

Производство Производство угля в августе в Украине упало до 3,7 млн тонн - на 34 процента (м/м) и на 46% год к году. Война на Донбассе прямо отображается на результатах работы предприятий. Так ДТЭК Павлоградуголь, которое находится в Днепропетровской области, увеличила добычу на 3 процента в августе. Тогда, как лидерами падения стали ДТЭК Свердловантрацит (-33% за месяц и -67% год к году), Краснодонуголь (-38% и 55% соответственно), ш/у "Покровское" (-36% и 42%).

По информации Минэнерго, на конец сентября на Донбассе работали всего 24 из 93 шахт. При этом еще 12 шахт функционировали в других регионах Украины (Днепропетровская, Львовская и Волынская области). К примеру, у крупнейшего энергохолдинга ДТЭК почти половина шахт оказалась на территории, контролируемой боевиками. А даже те, которые работают в нормальных условиях («ДТЭК Павлоградуголь» и «ДТЭК Добропольеуголь»), не смогут быстро обеспечить восполнение дефицита. В то же время, шахты Львовско-Волынского бассейна также не смогут в сжатые сроки увеличить объемы добычи. Отметим, что в четвертом квартале нынешнего года на двух шахтах ГП «Львовуголь» планируется ввести в эксплуатацию две новые лавы. Однако, в целом, это не решит проблему. Да, и уголь в Западной Украине не того качества, что донецкий: он обладает меньшей теплотворностью и большей зольностью.

Импорт Одним из главных трендов августа-сентября стало резкое увеличение объемов импорта энергетического угля в Украину. К примеру, только в августе антрацита было импортировано 74 тыс. тонн, то есть больше, чем за семь месяцев 2014 года (14 тыс. тонн) и больше, чем за весь 2013 год (24 тыс. тонн).

Такое увеличение импорта угля – вынужденная для Украины мера. Еще летом рынок угля начал ощущать дефицит сырья. А в сентябре в Кабмине вынуждены были признать дефицит угля и на украинских ТЭС. Поэтому украинские компании, как государственные, так и частные, объявили о начале переговоров с зарубежными партнерами. В качестве новых источников были названы Южная Африка, Австралия, Колумбия, Новая Зеландия и даже США. Вскоре, подконтрольная государству компания «Центрэнерго» законтрактовала 1 млн тонн южноафриканского угля. Планируется, что первая партия прибудет в Украину в середине октября и будет перевалена в Ильичевском МТП. Также в обработке этого груза будет задействованы мощности терминала «ТИС-Уголь», находящегося в акватории порта Южный. Относительно поставок из других стран (из приведенного выше списка) информация о заключении каких-либо контрактов на данный момент отсутствует.

Цена Соотношение цены на отечественный и импортный уголь в сложившихся условиях явно на стороне последнего. Как отмечают аналитик ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев, еще во второй половине начался разворот восходящего ценового тренда. В сентябре снижение цены лишь продолжилось. Производители, накопившие достаточные запасы, идут на уступки покупателю, стремясь продать дополнительные объемы. Так, цены в Европе снизились в конце сентября до 73-77 долларов за тонну. Как бы печально это не звучало, но Украине сейчас выгодно покупать импортный уголь, нежели искать средства на затратное (по времени и финансам) восстановление шахт Донбасса.

Производители, накопившие достаточные запасы, идут на уступки покупателю, стремясь продать дополнительные объемы. Так, цены в Европе снизились в конце сентября до 73-77 долларов за тонну. 

В адрес правительства уже звучит критика. Одним из аргументов является цена – тонна африканского угля будет стоить в порту 91 доллар. В целом, объем дефицита угля до конца отопительного сезона (до апреля), по словам министра энергетики Юрия Продана, оценивается в 5 млн тонн. Как следствие, Украина, по разным оценкам, будет вынуждена до конца года потратить на импорт угля 450-700 млн долларов. Однако пока что у Киева нет особого выбора, разве что найти уголь подешевле. И здесь, как ни странно, кстати оказался российский уголь. 

Главным козырем соседа всегда была дешевизна (порядка 80 долларов против 91 доллар за тонну африканского угля). Благодаря этому фактору подконтрольный Ринату Ахметову холдинг ДТЭК заключил в конце сентября контракт на поставку 0,5 млн тонн угля (антрацита) из Кемеровской области России. К тому же, часть угля украинская компания уже закупает на своих же шахтах в Ростовской области. Объемы поставок не называются. 

Отметим, что Минэнерго Украины объявило, что до конца года из ЮАР, России и других стран будет поставлено 5,6 млн тонн угля. Сколько именно было законтрактовано в соседнем государстве точно не оглашается.

Даже без новых украинских закупок российский рынок угля выглядит достаточно уверенно. В августе перевалка экспортного угля в российских портах выросла на 15% (или на 1,12 млн тонн) и составила 8,68 млн тонн. Экспорт кокса вырос еще больше на 77% (или на 28 тыс. тонн) и составил 64 тыс. тонн. Хотя в июле и наблюдалось снижение экспорта угля (на 17%) и кокса (на 58%), но во многом оно объясняется сезонными факторами.

Экспорт Отметим, что, согласно прогнозу аналитиков ЦТС-Консалтинг, экспорт угля из Украины может исчезнуть уже в ближайшее время. Тому есть ряд причин. Во-первых, с обострением военной ситуации на Донбассе и разрушением инфраструктуры предприятия потеряли возможность вывозить те запасы, которые были накоплены к тому времени. С такой проблемой столкнулся ДТЭК. И даже то, что удавалось вывести со складов направлялось не на экспорт, а на внутреннее потребление – на энергогенерирующие компании, входящие в холдинг. В то же время, неоднократно сообщалось о незаконных вывозах угля боевиками с контролируемой ими территории в Россию (например, с шахт в Ровеньках, Свердловске и Червонопартизанске).

Читайте также На пределе мощностей: где перевалить рекордный для Украины импорт угля