Военные действия на Донбассе практически заблокировали работу крупнейшего промышленного комнплекса страны. Для предотвращения аварийных остановок заводов региона Министерство инфраструктуры даже внедрило регулярное каботажное сообщение между портами Мариуполя и другой континентальной частью Украины для доставки продукции необходимой в производстве. Донецкая железная дорога из-за разрушения инфраструктуры (мостов, путепроводов, путей, контактной сети и прочего) не имеет возможности отправлять грузовые вагоны более чем с 50-ти основных грузовых станций. На данных станциях располагаются такие предприятия как "Ровенькиантрацит", Шахта "Комсомолец Донбаса", "Свердловантрацит", "Краснодонуголь", "Колосниковская ЦОФ", "Алчевский МК", "Нагольчанская ЦОФ", "Луганскуголь", ЦОФ "Червона Зирка" и прочие.
Читайте также Директор Мариупольского порта о новом пути доставки сырья на заводы Донбасса
По оперативным данным, за 11 дней августа среднесуточная погрузка упала на 59% (с 5767 вагонов до 2378), Приднепровской – на 13%. Если предположить, что доходы железнодорожников (ж.д. тариф, плата за пользование вагонами, прочие услуги) снизились пропорционально погрузке, то месячные потери УЗ оцениваются в сумму более 600 млн. гривен.
Потери же грузоотправителей намного больше. Если исходить из географии разрушений инфраструктуры, то наиболее пострадали предприятия ДТЭК, Метинвеста и ИСД – падение по августу по погрузкам составило 50-80% грузопотока. По ряду предприятий, в частности "Ровенькиантрацит" и шахта "Комсомолец Донбасса" в период с 1 по 11 августа погрузка вагонов не проводилась вовсе, на "Свердловантраците" и Алчевском меткомбинате сократилась на более чем 90%.
Потери по грузам…
Больше всего сократилась погрузка угля, поскольку многие шахты из-за боевых действий в регионе остановили работу. Руководитель Антикризисного штабы компании ДТЭК Дмитрий Сахарук комментируя ситуацию с железнодорожным сообщением региона сказал, что сейчас шахта Комсомолец Донбаса стоит “потому что мы не можем вывезти уголь”. “Разрушены троллеи – провода питания локомотивов. Разрушены пути и инфраструктура на узловых станциях. Из-за боевых действий отсутствует персонал. Еще нужно понимать, что там сейчас много вооруженных групп, которые не управляются централизовано. Прогнозировать ситуацию очень сложно. Даже если какой-то орган ДНР даст разрешение на прохождение состава, нет гарантии, что другая группа его не остановит”, - говорил Дмитрий Сахарук.
Наиболее пострадали предприятия ДТЭК, Метинвеста и ИСД – падение по августу по погрузкам составило 50-80% грузопотока.
Погрузка вагонов на металлургических предприятиях сократилась меньше, однако некоторые заводы также остановились. На днях пресс-служба "Метинвеста" сообщила, что в ходе боевых действий в городе Енакиево были подвержены обстрелу цеха основного производства Енакиевского металлургического завода. “С целью предотвращения техногенной катастрофы и сохранения жизни горожан было принято решение осуществить временную остановку основного производства ЕМЗ”, - сказано в сообщении.
….и по деньгам
Из-за сокращения погрузки вагонов выручка Донецкой железной дороги существенно сократится. «Третий квартал – один из ключевых для железной дороги с точки зрения генерации доходов – отмечает аналитик ЦТС Дмитрий Ягелло. Так в третьем квартале 2013 года выручка Донецкой железной дороги составила 2,2 млрд грн. За этот период было погружено 37,4 млн т грузов, а среднесуточная погрузка составляла 373,7 тыс т. В июне 2014 г. погрузка вагонов на Донецкой железной дороге в среднем в сутки составляла 372 тыс т различных грузов, а июле этот показатель снизился до 315 тыс т (-16% к среднесуточной погрузке за третий квартал 2013 г.), в августе среднесуточная погрузка снижена еще вдвое и составляет всего 153 тыс т. (-59% м/м к 3кв2013г).
«В случае, если среднесуточная погрузка останется на прежних уровнях, погрузка на Донецкой железной дороге в третьем квартале 2014 г, с учетом структуры по месяцам, может снизиться на 44%. В свою очередь, такое снижение погрузки приведет к снижению выручки Донецкой железной дороги в третьем квартале 2014 г. на 968 млн грн», - прогнозирует Дмитрий Ягелло.