Боевые действия на востоке Украины привели к резкому снижению добычи угля и необходимости замещения внутреннего производства импортом. Из-за снижения производства в стране наблюдается дефицит энергетического угля, который традиционно добывается на Донбассе.
До недавнего времени, энергетический уголь в Украину импортировался в крайне незначительных объемах, в основном поставлялся высококачественный коксующийся уголь из США. Так, за последние пять лет входящий грузопоток угля в портах Украины увеличился в 4 раза, достигнув показателя в 3,3 млн. тонн по 2013 году - доля импорта из США составила 86% от всех морских поставок. Помимо морского импорта, Украина завозила уголь из России, на 99% также предназначенный для нужд украинской металлургии. В 2013г импорт угля из РФ составил 11 млн.т. Потребность в энергетических углях закрывалась внутренним производством.
Читайте также Разрушенный Донбасс: кто и сколько потерял из-за войны в регионе
Военные действия на юго-востоке Украины и масштабные разрушения железнодорожной инфраструктура в считанные недели разорвали традиционные производственные цепочки. На сегодняшний день Донецкая железная дорога не имеет возможности отправлять грузовые вагоны более чем с 50-ти основных железнодорожных станций, обслуживающих ключевые предприятия угледобычи. Вследствие этого, на шахтах наблюдаются аномальные складские объемы добытого угля, который попросту невозможно вывезти, а теплоэлектростанции не имеют возможности сформировать складские запасы, необходимые для стабильной работы в осенне-зимний период. Перекрывать этот дефицит в Киеве планируют за счет закупок недостающих объемов на внешних рынках – обсуждаются варианты импорта энергетического угля из Австралии, ЮАР, США и Вьетнама. Но готова ли транспортная система страны к резкому росту импортного грузопотока угля? Однозначного ответа на сегодня нет.
На сегодня в Украине наблюдается дефицит угля только низколетучих марок: А-антрациты, и Т-тощие. 50% отечественных электростанций могут использовать только эти марки, которые в Украине добываются исключительно на Донбассе. На остальных марках энергетических углей – высоколетучих Д, ДГ, ГС -- могут работать электростанции, котлы которых предназначены только для этих целей.
Плюс 3-7 миллионов Точную цифру по планам закупки дополнительных объемов угля за границей в Минэнерго еще не озвучили, подсчеты экспертов при этом несколько разнятся. Так, согласно подсчетам "Держзовнишинформа", Украине до конца года придется импортировать дополнительно 5-7 млн тонн энергетического угля.
Аналитик CASE Украина Евгений Дубогрыз прогнозирует, что в сентябре-декабре Украине понадобится импортировать 2-2,4 млн тонн коксующегося угля и 5,1-5,9 - энергетического - это при условии сохранения производства стали и энергетического угля на уровне августа. Таким образом, всего за 2014 год импорт угля, по его подсчетам, составит от 15 млн тонн – (+5% к 2013 году по базовому сценарию), до 16,2 млн тонн (+15% по пессимистическому). Почти весь этот прирост объема придется переваливать через порты. "Поскольку в прошлом году мы уголь экспортировали, а теперь импортирует, то нагрузка на порты вырастет где-то на 3-3,2 млн тонн", - считает Евгений Дубогрыз.
Эта цифра для наших портов является критической. "С учетом текущей загрузки мощностей, до конца года порты, способные принимать суда типа Panamaх и Сapesize (глубоководные порты), смогут перевалить дополнительно только 2,8-3,2 млн тонн" – рассказывает аналитик ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев.
По результатам 2013 года загрузка навалочных мощностей в порту Южный, Одесском и Николаевском портах превышала 90%. Больше всего резервов по прошлому году было у ТИСа – загрузка на уровне 78% и около 4 млн тонн неиспользованного резерва мощности. Однако на сегодняшний момент возможности портов по приему дополнительного грузопотока импортного угля существенно ограничены. Любое увеличение объемов импорта влечет за собой необходимость снижения уже имеющихся импортных и экспортных грузопотоков. «Мы можем импортировать 350-380 (кокс и энергетика) тысяч тонн по месяцу. Но по состоянию на сегодня все наши мощности заняты до конца ноября", - сообщил порталу ЦТС генеральный директор ТИС Андрей Ставницер. Директор ТИС-Уголь Александр Чебручан уточняет, что до конца года компания запланировала перевалить 600-700 тысяч тонн импортного угля.
Схожая ситуация и по ГП «Порт Южный». Существующие мощности законтрактованы на ближайшие два месяца. К тому же, возможности по приему дополнительных объемов импорта угля ограничены низкой пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры.
Несмотря на нехватку мощностей в портах, железнодорожники уже готовятся к перевозке на теплоэлектростанции южноафриканского угля. Заместитель начальника департамента коммерческой работы УЗ Иван Хорьяков выразил уверенность, что перевозки будут обеспечены на надлежащем уровне и припортовые железнодорожные станции справятся с нагрузкой. "Это поможет железным дорогам компенсировать потерянный грузопоток из-за войны на Донбассе", - утверждает он. По его словам уголь будет заходить через акватории портов Ильичевск и Южный.
Решением проблемы может стать использование генеральных мощностей для перевалки импортного угля. В украинских портах навалочные и генеральные мощности взаимозаменяемы. Загрузка мощностей для перевалки генеральных грузов в глубоководных портах позволяет перевалить на них дополнительно от 3 млн тонн грузов до конца года. Однако использование неспециализированных мощностей для перевалки угля может быть лишь временной мерой, поскольку ведет к дополнительным потерям груза во время перевалки, загрязнению окружающей среды.
"Сложившаяся в настоящий момент ситуация ясно указывает, что строительство новых мощных терминалов для перевалки угля крайне важно для обеспечения энергетической безопасности Украины", - утверждает Андрей Исаев. Сейчас в порту Южный ведется строительство терминала по перевалке угля и руд мощностью 18 млн тонн в год, однако его открытие запланировано через три года.
Казалось бы, возникший объем импорта энергетического угля в Украину для мирового рынка небольшой и не может существенно повлиять на его баланс в долгосрочной перспективе.
Однако в краткосрочной перспективе Украина достаточно «внезапно» прекратила экспорт и вышла на рынок антрацитового угля как покупатель, вынужденно приобретая уголь на споте, что всегда дороже сделок с отложенной поставкой. "К тому же к ценам на поставку в Украину применяются надбавки за военный риск, как к стоимости угля, так и к стоимости фрахта. Военные риски Украины также привели к отказу банков финансировать сделки, и украинские покупатели вынуждены приобретать уголь на условиях 100% предоплаты стоимости товара и фрахта", - отмечают в ЦТС-Консалтинг.
Тем не менее, затраты даже с учетом стоимости морского фрахта будут соизмеримы с деньгами, которые Украина потратила бы на закупку такого же количества угля на шахтах Донбасса, поскольку, например, в Южной Африке, или Новой Зеландии уголь добывают открытым способом.
Диверсификация=логистика В Украине мощности по перевалке навалочных грузов по технологии погрузки на судно в основном являются универсальными, перевалка ведется портальными кранами. Исключение – ТИС, где построены специализированные комплексы по перевалке ЖРС и угля. В Южном также создан угольно-рудный комплекс со специализированным оборудованием на складах и на участке приема вагонов, однако выгрузка импортного угля из судов, и на ТИСе и в порту Южный, ведется портальными кранами.
Использование портальных кранов для перевалки угля на причальной линии обуславливает низкие темпы перевалки - 15-25 тыс.т/сут, увеличивая время стоянки и соответственно, стоимость фрахта судна. Для сравнения, темпы разгрузки угля на терминале EMO в Роттердаме составляют 175 тыс.т/сут, что позволяет разгрузить любое судно типа Capesize максимум за два дня.
"Отдаленность основных стран-экспортеров угля определяет минимальный размер судовой партии Panamax в 70 тысяч тонн, однако наиболее экономичным с точки зрения логистики является использование судов типа Capesize c водоизмещением от 170 тыс. тонн. Это накладывает ограничения на глубину портов, в которых будет разгружаться уголь. Для судов Panamax проходная глубина должна быть не менее 15,5 метров, а для судов типа Capesize – около 20 м", - рассказывает Андрей Исаев.
Таким образом, для реальной диверсификации источников поставки энергоносителей в Украину уже в самой короткой перспективе необходимо обеспечивать и ее логистическую составляющую – расширять портовые мощности по перевалке навалочных грузов, привлекать средства в развитие и модернизацию терминальных мощностей, расшивать узкие места в ж.д. инфраструктуре припортовых станций. Естественно, в случае если власть действительно рассматривает диверсификацию как долгосрочную государственную политику, призванную уменьшить зависимость страны от внешних факторов. А не очередной способ «латания дыр» в энергобалансе накануне осенне-зимнего отопительного сезона.