30 января на сайте Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) появилось сообщение о готовности этого финансового учреждения выделить "Укрзализныце" кредит в размере 150 млн евро на модернизацию около 250 километров железнодорожных путей в южных регионах Украины. Предполагается, что львиная доля этих средств пойдет на электрификацию путей. Экономическую целесообразность данного проекта по заказу ЕИБ изучала DB International GmbI.

В связи с почти троекратным повышением стоимости дизельного топлива электрификация железнодорожных дорог может очень существенно повысить рентабельность работы УЗ. В Мининфраструктуры сообщают, что Украина за пять лет намерена электрифицировать 838 километров пути. Мы попытались разобраться, где будет проводится очередной этап электрификации и какую выгоду от этого получит "Укрзализныця".

Читайте также На подходах к портам: почему растет значение Одесской железной дороги

От моря до моря В течение 2015-2017 годов УЗ сосредоточится на электрификации направления Долинская-Николаев-Колосовка. Электрификация этих участков повысит эффективность перевозок к "портам Большой Одессы" и Николаеву. На этот проект уже готова рабочая документация, финансирование ожидается от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и вскоре проект будет представлен на утверждение правительства. Железнодорожники также активизируют работу по подготовке и реализации проектов по электрификации железнодорожных путей до границ с Польшей и Беларусью. В результате развивается транспортный коридор Балтийское море - Черное море.

По словам советника министра инфраструктуры Александра Кавы, всю сеть железных дорог электрифицировать нецелесообразно. Имеет смысл переводить на электротягу линии с высокой интенсивностью движения поездов. «Мы заинтересованы в том, чтобы проекты по электрификации магистральных участков там, где есть высокая интенсивность движения и относительно быстрая окупаемость – были реализованы как можно быстрее», - говорит Александр Кава.

На сегодняшний день от общей сети железнодорожных дорог электрифицировано 47%, то есть около 10 тысяч километров. Для сравнения, в России данный показатель составляет 51%, в Польше – 32%, в Германии – 49%. Основным преимуществом электрической тяги является высокая экономичность (вследствие более высокого КПД). Электровоз позволяет обеспечить бóльшую тяговую мощность. Кроме того, нет потребности в хранилищах для топлива. Среди других преимуществ электрификации — повышение участковой скорости, пропускной способности и безопасности перевозок.

plan_uz_2

Большинство проектов недешевые. По словам инженера Приднепровской железной дороги Юрия Тищенко, стоимость электрификации 1 км путей по ценам 2012 года в среднем составляла 2,1 млн грн. Поэтому нужно использовать как внутренние ресурсы железной дороги, так и заемные средства. В частности, по некоторым проектам переговоры ведутся и с ЕИБ и ЕБРР. Что касается стоимости, то, по словам советника министра инфраструктуры, ввиду недавней девальвации национальной денежной единицы и снижения стоимость на нефтепродукты на глобальных рынках, сейчас проводятся корректировки стоимости проектов по электрификации и сроков окупаемости таких проектов.

В министерстве намерены электрифицировать участки по всем основным направлениям: в сторону портов Большой Одессы, Польши, Белоруссии и участок сторону Донецкого региона и Мариуполя. Кроме того, есть небольшой проект по электрификации участка к Полтавскому ГОКу.

Порты Большой Одессы По словам Александра Кавы, первый приоритетный проект  – это участок Долинская – Николаев – Колосовка. При реализации этого проекта можно убить двух зайцев – получить электрифицированный выход на порты Николаевского региона и увеличить пропускную способность железной дороги в сторону портов Большой Одессы.

Консультант ЦТС-Консалтинг Дмитрий Ягелло рассказывает, что  электрификация путей на подходах к станции Николаев, ранее планировалась в рамках проекта по созданию второго электрифицированного хода на Крым. Сейчас крымские грузопотоки переориентированы на другие порты, в большей степени на порты Большой Одессы, поэтому электрификация направления Долинская – Николаев – Колосовка в текущих условиях позволит снять нагрузку с основных магистралей к портам Одессы, и, кроме того,повысить эффективность доставки грузов и в сам Николаев.

Путь на запад и восток Второй участок – это Ковель–Изов–Грубешув (государственная граница), на который приходится 90% железнодорожных перевозок между Украиной и Польшей. Электрификация железнодорожных путей в этом направлении - один из самых перспективных проектов для привлечения транзитных потоков. Реализация проекта запланирована на 2016 год.

Более отдаленные планы, по словам Александра Кавы, которые также рассматриваются - это электрификация участка Запорожье–Камыш-Заря-Волноваха (2019-2020 годы). Но для этой линии в первую очередь нужно чтобы ситуация на востоке утихомирилась. Кроме того, для этого участка нужны двухсистемные электровозы, чтобы провести работы по электрификации этой линии на переменном, а не постоянном токе как предполагалось изначально.

Участок Камыш-Заря-Волноваха – единственный железнодорожный путь, по которому осуществляется доставка сырья на меткомбинаты Мариуполя и готовой продукции с комбинатов в порты

По словам Дмитрия Ягелло, участок Камыш-Заря-Волноваха – единственный железнодорожный путь, по которому осуществляется доставка сырья на меткомбинаты Мариуполя и готовой продукции с комбинатов в порты. Сегодня он загружен на 100%. Из-за нехватки сырья меткомбинаты загружены не на полную мощность. Электрификация участка позволит повысить скорость и эффективность грузового движения для обеспечения перевозок сырья из региона Кривого Рога и Запорожья на металлургические предприятия Донецкого региона и Мариуполя.

Полтавский ГОК Третий по приоритетности это небольшой участок (14 км) Потоки – Золотнишино, которая расположена в городе Комсомольск. Рядом находится Полтавский ГОК (контролируется компанией Ferrexpo Константина Жеваго), но из-за того что этот участок не электрифицирован грузы сначала идут на тепловозной тяге до Кременчуга, а там тепловоз меняют на электровоз. Если этот проект будет реализован, то Полтавский ГОК сможет формировать маршрутные отправки, например, сразу на порты, используя электротягу. 

По словам аналитика ЦТС-Консалтинг Павла Руденко, наибольший интерес к реализации такого проекта существует у Ferrexpo, так как 98% грузов отправляемых со станции Золотнишино генерирует Полтавский ГОК (11,1 млн.т в 2014г). К тому же завершение строительства Еристовского ГОКа увеличит объемы производства Ferrexpo  в целом на 10 млн.т железорудного сырья в год, а соответственно и увеличит нагрузку на железную дорогу.

От Клайпеды до Одессы В перспективе также рассматривается электрификация двух маршрутов в сторону Беларуси и портов Прибалтики. Это позволит в итоге создать коридор на электротяге от Одессы до Клайпеды. Первый проект это Словечно–Коростень–Житомир–Бердичев. Это электрифицированный ход от Одессы до Клайпеды, второй – Чернигов – Горностаевка – Гомель. Уже летом этого года завершится электрификация коридора Минск – Гомель и неэлектрифицироваными до украинской границы останутся всего лишь 20 км.

Эти проекты – перспектива нескольких лет. Когда будет реализован проект Чернигов – Гомель   появится возможность запуска скоростного дневного пассажирского сообщения Киев – Минск, Киев – Гомель, Минск – Чернигов. Кроме того, появится возможность запуска ускоренного ночного поезда Киев – Вильнюс, со временем хода порядка 10 часов.