Скоростные поезда набирают все большую популярность в Украине. По данным "Укрзализныци", их заполняемость достигла показателя в 92%. А председатель наблюдательного совета УЗ Евгений Кравцов намекнул, что украинские поезда могут ускориться до 200 км/ч. Как будет достигаться это увеличение, остается неясным, как и непонятно, будет ли закупаться новый подвижной состав для скоростных маршрутов. Эти вопросы остаются открытыми. Тем временем, в Чехии подошли к вопросу более серьезно.

Правительство Чехии задумалось над развитием скоростного ж/д сообщения. "Мы хотим ускорить железную дорогу", - эти слова премьер-министра Чехии Богуслава Соботки стали лозунгом для правительства и профильного министерства. В начале года министр транспорта Чехии Дан Ток представил программу развития скоростного ж/д сообщения в стране. В мае правительство одобрило план строительства скоростных железных дорог, по которым поезда смогут передвигаться со скоростью 350 км/ч.

DDfbAJYWAAAJR9Q Богуслав Соботка тестирует японский "сенкансен"

Во время недавнего визита в Японию премьер-министр Богуслав Соботка на собственном опыте оценил достоинства скоростных поездов. Он прокатился в "синкансэне" из Токио в Киото, преодолев расстояние в 500 км за 2 часа 19 минут. После поездки чешский премьер заявил: "Совершенно очевидно, что нам нужны скоростные железнодорожные линии, в частности, между Прагой и Брно, но мы также должны присоединиться к скоростной железнодорожной сети Западной Европы".

Читайте также Трое в лодке: как конкурируют пассажирские ж/д перевозчики в Чехии 

Где пройдут скоростные маршруты?

В чем же заключается проект чешского правительства? Согласно утвержденному плану, территорию Чехии должны пронизать 6 скоростных ж/д магистралей. Преимущественно новые дороги будут идти вдоль существующих и лишь на некоторых участках они будут уходить в сторону от них. Поэтому существенной разницы между новыми и старыми маршрутами не будет.

Министерство транспорта Чехии озвучило стоимость строительства скоростных дорог в размере 645 млрд крон (около 25 млрд евро). Свыше 500 млрд крон из этой суммы будет потрачено на строительство скоростных ж/д магистралей. Оставшаяся часть средств будет направлена на ремонт ж/д узла Праги, стыковку скоростных путей с обычной железной дорогой и покрытие рисков.

Министерство транспорта Чехии озвучило стоимость строительства скоростных дорог в размере 645 млрд крон - около 25 млрд евро.

Приоритетным маршрутом правительство рассматривает Прага - Усти-над-Лабем - Дрезден. Предполагаемый объем инвестиций оценивается в 129 млрд крон. Приоритет направления обусловлен его международной составляющей. Благодаря маршруту Прага-Дрезден чешские поезда получат доступ к сети скоростных железных дорог Германии и других стран Западной Европы.

Далее идут два маршрута, которые пройдут между двумя крупнейшими городами Чехии - Прагой и Брно. Эти маршруты улучшат сообщение между западной и восточной частью Чехии, а Прага и Брно станут узловыми станциями новой сети скоростных железных дорог. Один маршрут пройдет через Поржичаны, другой - через Бенешов. Стоимость строительства составит 122 и 159 млрд крон соответственно.

Три других маршрута являются ответвлениями и стыкуются с тремя предыдущими. Это участки Брно -Острава, Брно-Бречлав и Прага-Пльзень. Совокупная стоимость их строительства оценивается в 120 млрд крон. Они будут направлены к государственной границе Чехии с соседними странами: ветка на Остраву дает выход на Польшу (Катовице), Бречлав - на Австрию (Вена) и Словакию (Братислава, Кошице), Пльзень - на Германию (Мюнхен.)

Сейчас скорость поездов в Чехии не превышает 145-160 км/ч. При этом, скоростного максимума они достигают только на основных участках ж/д сети.

Что это даст пассажиру?

Сейчас скорость поездов в Чехии не превышает 145-160 км/ч. При этом, скоростного максимума они достигают только на основных участках ж/д сети: Прага-Пршеров-Острава/Бречлав, Прага-Ческе-Будеевице, Прага - Плзень - Франтишкове-Лазни. Однако на большинстве путей средняя скорость составляет 60 – 100 км/ч.

С декабря 2005 года в Чехии курсируют скоростные поезда Pendolino (ČD Class 680). Но по общеевропейским нормам, это отнюдь не скоростные поезда (таковыми считаются поезда со скоростью 250 км/ч и выше). К тому же, чешские Pendolino развивают предельную скорость в 160 км/ч не на всем своем пути.

В итоге, по времени Pendolino не сильно опережают обычные экспрессы. Например, Pendolino довозит пассажиров из Праги в Остраву за 3 часа 3 минуты, а обычный экспресс за 3 часа 20 минут. Не сильно отличается и стоимость перевозки: цена полного билета на Pendolino начинается от 330 крон (около 12,7 евро), на экспресс - от 295 крон (около 11,3 евро). Экспрессы выигрывают за счет акционных предложений, когда билет в Остраву можно купить за 159 крон.

ce4a54b33262b825245482db59ea_w720_g9a099978eea511e6bc17002590604f2e

Таким в Чехии видят время движения скоростных поездов между оосновными станциями в будущем

Что же даст пассажирам запуск поездов, которые развивают скорость до 350 км/ч? Правительство утверждает, что скоростные поезда будут стоить немного дороже, но и будут ездить быстрее. Так, из Праги до Остравы можно будет доехать за 2 часа, а билет обойдется в 400-450 крон. В среднем, билет на скоростные поезда будет на 30-80 крон дороже.

Читайте также Чешская утопия: Способен ли канал Одер – Дунай – Эльба соединить три моря

С конца 2005 года в Чехии курсируют скоростные поезда Pendolino

Что может затормозить проект?

Разговоры о скоростных поездах в Чехии ведутся еще с 1980-х годов. Тогда правительство Чехословакии решило не строить новых путей, а модернизировать имеющиеся. Вначале было принято решение об увеличении скорости до 120 км/ч, а после распада Чехословакии Чехия принялась повышать скорость на железной дороге до 160 км/ч. В конце 2000-х правительство начало обсуждать проект строительства скоростных железных дорог. Прошло уже порядка 10 лет, пассажиры привыкли уже к этим разговорам. Сбудутся ли мечты правительства в этот раз?

Нет сомнений в намерениях Богуслава Соботки построить в Чехии современные скоростные железные дороги. Но, как показывает практика, эти планы так и могут остаться на бумаге. Прежде всего, кабинет Соботки может потерять власть, а это может привести к смене вектора развития ж/д отрасли. В этом плане Чехия очень похожа на Украину.

Можно допустить, что значительная часть средств будет привлечена из еврофондов.

Есть и другие не менее существенные аспекты. Сейчас чешские политики молчат об источниках финансирования такого грандиозного проекта. Можно допустить, что значительная часть средств будет привлечена из еврофондов. Подобная практика применяется повсеместно в странах Евросоюза. Совсем недавно польский оператор ж/д инфраструктуры получил от ЕС 126 млн евро на реконструкции ж/д подступов к портам Щецин и Свиноустье. В самой Чехии привлечение средств из еврофондов анонсировалось при закупке новых поездов на 20 млрд крон. В подобных случаях ЕС может профинансировать до 85% стоимости проекта, если посчитает проект целесообразным.

Другой нерешенный вопрос - отведение земли. В плане правительства об этом говорится только вскользь. Сколько гектар земли будет отведено и сколько средств понадобится на эти цели, пока неизвестно.

От решения этих вопросов будет зависеть дата начала строительства скоростных дорог. Сейчас озвучивается 2030 год как срок начала работ, а 2035 год – открытие движение на первом участке. Но даже если эти сроки будут выполнены, правительству Чехии нужно будет приобрести подвижной состав, который сможет ездить со скоростью 350 км/ч. Имеющиеся Pendolino могут разгоняться только до 230 км/ч. Найдутся ли деньги и на эту серьезную покупку?

Читайте также Ударная пятилетка: К чему приехали поезда Hyundai в Украине