По данным компании, наблюдается общая тенденция для всех контейнерных терминалов в 2013-ом году – увеличение трейда Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии как в экспорте, так и в импорте. В структуре украинского контейнерного импорта Дальневосточный трейд всегда занимал наибольшую долю, в уходящем же году она составила 69 % в общем объеме по всем контейнерным терминалам Украины.

Если рассматривать каждый порт по отдельности, то доля, занимаемая Дальневосточным трейдом в каждом из них, является различной. Например, в Ильичевске она составляет 84 %, а в Одессе уже 68%, за счет большей доли других трейдов, в частности, второго по значимости в импорте - Средиземноморского, включая Турецкий.

Читайте также Global Ports и НКК: какая роль украинского терминала в большой игре российских операторов

Примечательно, что и на контейнерном терминале ТИС, который ранее обрабатывал в основном Южно-Американские сервисы, трейд с дальнего Востока и Юго-Восточной Азии стал занимать существенную долю в общем объеме импорта и транзита. Существующая там возможность прохождения процедур таможенной очистки контейнеров в бунтах привлекает крупных импортеров, в частности бытовой техники.

На втором месте по занимаемой доле в Украинском импорте 13,38% находится Средиземноморский трейд, включая Турцию. Основная номенклатура грузов, включая турецкую – бытовая техника, аккумуляторы, строительные материалы, бытовая химия, текстиль, фрукты, овощи, сухофрукты, косметика, продукция из поливинилхлорида и пластика.

Значительно увеличился трейд из Южной Америки по всей Украине, причем не только за счет импортных контейнеров, но и за счет транзитных. В целом, за три года этот трейд увеличился с 4% до 9,24% в общем объеме Украинского контейнерного импорта и транзита и стал третьим по величине импортным трейдом.  Причем, его доля продолжает увеличиваться.

Основная номенклатура Южноамериканского трейда – продукция в рефриджираторных контейнерах (мясные и рыбные продукты, фрукты). Транзитный же грузопоток ориентирован на Молдавию и представлен мясными продуктами. Североамериканский трейд, который составляет в импорте/транзите Украины 3,32% также широко представлен продукцией в рефконтейнерах.

На втором месте по занимаемой доле в Украинском импорте 13,38% находится Средиземноморский трейд, включая Турцию. 

Таким образом, по всем Украинским терминалам в 2011 году общий объем переработанных рефконтейнеров увеличился на 24%, в 2012 почти на 50%, в 2013 году общее увеличение потока рефконтейнеров к концу года прогнозируется на уровне 9% .

Остальные импортные и транзитные трейды составляют 4,65% в общем объеме. Структура украинского импортного и транзитного контейнерного трейда в 2013-ом году представлена в таблице и диаграмме ниже.  

Что касается экспорта/транзита, то здесь основную долю занимает также трейд  Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. По всем контейнерным терминалам Украины он составляет 64,98%, что на 10% больше чем в 2011-ом. Основная номенклатура грузов в контейнерах на Дальний Восток и Юго-Восточную Азию – лесо и пиломатериалы, продукция сельскохозяйственной промышленности (пшеница, рапс, масло подсолнечное), а также продукция химической промышленности.

На втором месте находится Индийский трейд – 14,42%. Основная номенклатура грузов в контейнерах на это направление – продукция химической и металлопромышленности, а также сельскохозяйственная продукция.

Средиземноморский контейнерный трейд, занимающий долю 11,55% в украинском экспорте/транзите традиционно представлен продукциями лесной, пищевой промышленности и сельскохозяйственной продукцией.

Примечательно, что экспортные направления украинских контейнерных терминалов имеют более однородную структуру, чем импортные. Так, и в Одессе и в Ильичевске все трейды представлены более или менее равными долями и номенклатурой грузопотоков. На контейнерном терминале ТИС, не смотря на наличие только ECUMED сервиса от Маерск - также были представлены все экспортные трейды, которые обрабатываются и Одессой, и Ильичевском. Причем, объем их увеличивается, благодаря мощностям по загрузке контейнеров, расположенным на терминале. Такая ситуация отражает существующую тенденцию, когда терминалы конкурируют уже не столько в пользу контейнерных линий, сколько в пользу грузовладельцев. При этом грузовладельцы имеют возможность выбора не только контейнерного сервиса, но и терминала наиболее их удовлетворяющего. В этом смысле ТИС обделен разнообразием линейных сервисов, хотя пример развития Маерска располагает линии задумываться о сервисах на ТИС. 

Cтруктура Украинского контейнерного импорта/транзита по портам отправления, без учета портов перевалки (Терминалы Одессы, Ильичевска, Южного)

111