"Укрзализныця" не перестает отчитываться о рекордном пассажиропотоке в скоростных поездах, рапортует о росте перевозок в поездах дальнего следования. Появилась железнодорожная альтернатива авиасообщению и пробкам на автомобильных пунктам пропуска при поездках к ближайшим соседям в ЕС – Интерсити+ и рельсобусы ходят в Польшу, а в следующем году могут поехать и в Венгрию.

Тем не менее, качество предоставляемых услуг в поездах УЗ все еще оставляет желать лучшего. Грязное постельное белье, невыносимая жара в вагонах летом, не всегда удобные вагоны-трансформеры, несовершенный график, нехватка билетов – обычные жалобы пассажиров. Все это "Укрзализныця" обещает исправить. Однако, без повышения цен на билеты кардинального изменения в сфере пассажирских перевозок – гарантировать этого не может.

Когда пассажиры смогут добираться до Мариуполя не дольше, чем до Одессы или Львова, почему чай в ночном поезде стоит именно 7.20, и с каким пассажиропотоком УЗ планирует закончить год? В интервью ЦТС рассказал заместитель начальника департамента пассажирских перевозок дальнего следования "Укрзализныци" Александр Красноштан. 

 

Какое количество вагонов планируете закупить в следующем году? 

Минимум 60 новых вагонов и еще по 260 провести капитальный ремонт. То есть, мы обновим почти 20 составов. Это будет очень серьезный прогресс для "Укрзализныци".

Сколько планируется приобрести скоростных поездов в ближайшие годы?

Согласно Стратегии, планируем к 2021 году купить 10 новых скоростных поездов. 

За счет каких средств будет осуществляться закупка поездов?

Рассматриваем все варианты привлечения средств для обновления пассажирского подвижного состава. Сейчас весь подвижной состав "Укрзализныця" покупает за собственные средства. Но, конечно, на подвижной состав для пассажиров должны выделятся средства из государственного бюджета. Также мы бы хотели привлекать МФО. Но, для них важна гарантия возврата этих инвестиций. Для этого у "Укрзализныци" должен быть соответствующий доход. Но с действующими тарифами перевозки очень убыточны.

Какими будут новые направления скоростных поездов?

Новые направления, которые могут быть, но только после электрификации, - это Киев - Ивано-Франковск, Киев-Николаев-Херсон. Но основное, что нам нужно сделать – увеличивать парность на уже существующих направлениях. Мы видим большой спрос и не можем его удовлетворить. Наш абсолютный лидер - Киев- Харьков, (занятость кресел более 90%). Также Львов, как верхним ходом (через Коростень-Шепетовку), так и нижним (через Винницу-Хмельницкий-Тернополь). В этом регионе живут очень мобильные люди. Например, Львов и Запорожье или Кривой Рог одинаковые по населению города, но Львов дает в три раза больше трафика.

Планируете ли Вы налаживать скоростное сообщение с Мариуполем?

Для этого нужно сделать электрификацию в направлении Мариуполя. Туда можно проехать двумя путями - либо через Днепр-Чаплино, либо через Федоровку-Запорожье. И в обоих случаях есть участки, где нужна электрификация. Были предложения общественных активистов использовать рельсовые автобусы, но, по сути, это пригородный поезд. А до Днипра ехать минимум 7 часов. Это все равно, что ехать 7 часов в трамвае…

В одном из интервью глава УЗ Евгений Кравцов сказал, что вопрос железнодорожного сообщения с Мариуполем – политический и символический…

Да, поэтому мы сделаем все возможное и даже немного невозможное, чтобы максимально улучшить сообщение с Мариуполем. Это чистота, комфорт, сервис. Сейчас работаем над тем, чтобы немного сократить время в пути до Мариуполя. Мы видим для этого резерв. Кардинально изменить ситуацию мы не сможем, но сократить время на полтора часа, думаю, что удастся.

Какая сейчас доля скоростных поездов Интерсити и Интерсити+ в общей структуре перевозок?

Сейчас - около 10%, но нужно повысить этот показатель в течении пяти лет до 45-50%. Мы видим, что и пассажир уже готов. Люди очень ценят время и комфорт. Например, из Львова в Киев уже сегодня много мест на ночные поезда и нет билетов на Интерсити. Эти поезда завоевали своего пассажира и сегодня сложно представить систему перевозок без них. Хотя, все помнят шквал критики в сторону скоростного движения и руководителей, стоявших у истоков этого проекта. Проект доказал свою абсолютную успешность.

Какой прогноз по пассажиропотоку на конец года?

Рассчитываем, что это будет +7-10% к прошлому году. На сегодняшнюю дату с начала года мы уже превысили показатель 2015 года. И очень уверенно идем к тому, чтобы превысить показатель 2016-го. Пассажиропоток растет из года в год. Мы оптимально увязали составы, что позволило увеличить перевозки и более эффективно использовать подвижной состав. Но рано или поздно этот резерв будет исчерпан - так что нет альтернативы развитию парка пассажирского подвижного состава.

Делаете ли вы прогноз пассажиропотока перед тем как запускать маршрут?

Любой маршрут, который мы назначаем или развиваем, проходит анализ. У нас есть своего рода "паспорт пассажиропотока". Мы знаем - кто это, с какой целью он едет, его возраст, пол и т.д. Это нужно для того, чтобы более-менее правильно адаптироваться к потребностям пассажира. Каждый новый поезд –затраты и мы не можем позволить себе тратить этот ресурс не продуктивно, поэтому необходим быстрый выход на максимальный пассажиропоток.

УЗ снова запускает поезд Киев-Черкассы. Ранее он был отменен из-за низкого спроса. Не является ли это как раз тратой ресурса?

Мы проанализировали опыт прошлых лет. Поезд не пошел по причине того, что в прошлый раз был несовершенный график. Более того - поезд ходил через день. Через день или по определенным дням не могут ходить поезда на дальние направления, например, Ковель-Харьков. Такие направления, как Киев-Винница, Киев- Черкассы, Киев- Сумы должны ходить каждый день. Сейчас это будет каждый день, поэтому мы думаем, что получим своего пассажира. У нас есть несколько областных центров - Черкассы, Житомир и Чернигов, которые обделены пассажирским сообщением. Сейчас мы это исправляем.

По какой причине отменяют поезд Киев-Луцк?

Его населенность всего 20-30%...

А Киев-Могилев-Подольский?

Мы не отменяем, он просто будет ходить в составе поезда Москва-Кишинев. Мы делаем даже лучше - раньше поезд ходил три раза в неделю, теперь будет ходить каждый день. Вагоны будут те же, но на фоне дефицита тяги мы приняли решение объединить эти поезда.

Планируете ли снижать цены на международные поезда?

Да, нас поддерживает и МИУ и правительство в этом вопросе. Мы снизили цены в сентябре на Киев-Варшава в два раза, а пассажиропоток увеличился в три раза. УЗ получила в полтора раза больше доходов. Мы движемся в том же направлении, чтобы не завышать цены, а действительно эффективно конкурировать с другими видами транспорта. На Киев-Перемышль уже тоже сформировался мощный пассажиропоток. Тоже самое Здолбунов-Ковель-Холм. Мы его долго раскачивали, но сегодня почти каждый день 100% населенность. Мы с декабря назначаем уже вторую пару по этому маршруту, чтобы обеспечить спрос.

Планируется ли повышение тарифов на внутренние перевозки?

Тарифы устанавливает государство, это вопрос не совсем к нам. Конечно, тарифы должны быть приведены в соответствие. Например, Киев-Ужгород - это почти 900 км сегодня можно проехать за 101 грн. Сравните: в Киеве проезд на автобусе от станции метро Харьковская до аэропорта "Борисполь" стоит 50 грн за 20 км. Есть разница.

Почему чай в поезде стоит именно 7 гривен 20 копеек?  

В свое время, когда формировалась калькуляция посчитали так… Но это неудобство как для пассажиров, так и для сотрудников. Думаю, что уже на следующей неделе мы это поменяем. Не готов сказать в какую сторону…

Евгений Кравцов говорил, что перевозки будут разделены на классы…

С декабря мы вводим три класса - комфорт, стандарт и эконом. Это будут разные поезда. Более детально сможем рассказать на отдельной презентации. Кроме того, хотим до конца месяца запустить первый поезд с питанием. Это будем тестовый, пилотный проект. Скорее всего, это будет западное направление - Киев - Ивано-Франковск, Киев-Ужгород. Прорабатываем этот вопрос с несколькими компаниями, которые высказали заинтересованность, в том числе с WOG, Холлидей Сервис. 

Действительно ли УЗ будет отменять убыточные поезда в местах, где дорого содержать инфраструктуру?

Пока что мы не ведем активных действий этом направлении... Это сложный вопрос, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и его одним махом не решить. У нас есть направление, где один раз в сутки курсирует наш поезд и там больше нет никакого транспорта. В этом случае мы должны понимать свои социальные функции.

В последнее время Вы часто делаете посты в Facebook. Это один из Ваших KPI?

Нет. Пассажирские перевозки - это общественный транспорт, и он должен быть публичным. Фейсбук - это одна из возможностей коммуникации с пассажирами. Ведь клиент должен знать, что мы ему предлагаем.

Читайте также 10 целей Кравцова: Что планирует и.о. председателя правления "Укрзализныци"