01

Зерновозы

У нас увеличился рабочий парк примерно на 3000 по сравнению с сезоном 2015-2016 гг. благодаря закупке зерновозов частными компаниями. Это должно положительно сказаться на обеспечении подвижным составом перевозок зерна. Дополнительно мы рассматриваем вариант лизинга, который был предложен рынку в июне этого года. Это поможет привлечь больше средств со стороны бизнеса, но мы понимаем, что это, скорее, среднесрочное решение ситуации.

Мы получаем сигналы от крупных игроков аграрного рынка о том, что каждый из них готов покупать в среднем 300-400 вагонов-зерновозов и предоставлять их нам в лизинг на 5-7 лет. Критическим в данном случае является именно такой срок окупаемости вагонов. При этом, следует отметить, что вагоны на срок лизинга будут оставаться в оперативном управлении данных компаний. Сейчас  идет проработка деталей лизинговых условий для создания прозрачного и эффективного механизма. Ведем переговоры по шероховатостям механизма и стремимся найти решение, которое будет приемлемым, как для бизнеса, так и для нашего акционера. 

02

Локомотивы

Есть несколько вариантов, у кого предполагается брать в аренду локомотивы. Уже ведутся переговоры с железными дорогами в Казахстане и Беларуси. Потенциально можем привлекать из Прибалтики и Грузии. В первую очередь, нас интересует аренда, как механизм покрытия сезонных пиков перевозок по тем направлениям, где нет смысла иметь такой парк локомотивов круглый год.

Перед тем, как принимать решение об аренде тяги я бы хотел понять в первую очередь, что мы можем сделать, чтобы быстро поднять те локомотивы, которые у нас есть в нерабочем парке и в какие сроки. Если эффективно организовать процесс обеспечения запчастями, то в течение полутора-двух месяцев, как раз к пику сезона, есть уверенность, что сможем поднять 30-40 машин. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что решение об аренде локомотивов будет приниматься исключительно с точки зрения экономической целесообразности. 

03

Система распределения вагонов

С начала августа было запущено пилотное распределение вагонов-зерновозов в автоматическом режиме. Есть такой рискованный момент - мы внедряем систему в период пиковых нагрузок. Но система хорошо показала себя на крытых вагонах и цементовозах (свыше 90% вагонов уже распределяется через систему), поэтому, думаю, что и тут она должна эффективно сработать. В этом сезоне должна в полной мере заработать на всем парке зерновозов.

Есть некоторые недоработки в самой программе, но мы устраним их в течение одного-двух месяцев. Также будем признательны за обратную связь от бизнеса по возможным улучшениям системы. Это должно снять основной вопрос, связанный с ручным распределением, коррупцией при распределении зерновозов в пик и быть объективным маркером ситуации на рынке. 

04

Реформирование

Без внимания к операционной деятельности говорить о реформах не совсем ответственно. Но в то же время, основной аспект хочу сделать как раз на том, чтобы дать новый толчок основным направления реформ - корпоративному управлению, вопросам, связанным с изменением системы закупок, системы распределения вагонов и тарифообразования. Отдельное внимание будет уделено развитию пассажирского хозяйства, с качественно новым подходом к формированию сервисов и услуг для наших пассажиров. 

05

Тендеры

Ситуация сложилась не вчера. Это одна из наиболее острых проблем УЗ. Тут есть два первоочередных направления движения для меня, как руководителя УЗ: первая - силовыми методами навести порядок в том, что возможно сейчас. Разобраться в тех тендерах, которые почему-то срывались, почему-то проводились неэффективно, и их все же провести. Потому что нужно обеспечить компанию всем необходимым уже сейчас. В первую очередь, это, конечно же, запасные части на локомотивы и вагоны, а также элементы верхнего строения пути для обеспечения необходимого уровня реконструкции и ремонтов. Второе – это среднесрочное направление по налаживанию эффективной системы закупок по всей цепочке, от планирования к организации логистики.

В течение ближайших нескольких недель я хочу привлечь экспертов с исключительной репутацией и дать оценку закупкам УЗ и как ее можно поменять. Возможно, это будет проект совместно с ООН или одним из международных доноров. 

06

Тарифы

Моя позиция состоит в том, что УЗ должна придерживаться формата диалога с бизнесом. УЗ хочет быть здесь равноправным партнером. Накопились некоторые вопросы, связанные с парком и т. д, но они, как раз, связаны с тем, что в течении уже длительного времени не было справедливой индексации тарифов. Сравните, как изменились инфляция и индекс цен промышленных производителей с весны прошлого года, когда было предыдущее повышение тарифов.

В этом году мы хотим провести индексацию тарифов, а со следующего года необходимо поменять принципы изменения тарифов. Нужно перейти к изменению тарифов на основании четких, понятных и прозрачных индексов, таких как индекс промышленных цен, инфляции и других показателей экономики. Это будет объективный механизм индексации тарифов. По моему мнению, данный подход внесет только позитивные изменения в наш диалог с бизнесом. У них будет четкое понимание, когда и на какую величину будут изменяться тарифы. С другой стороны, это создаст более комфортные условия для международных инвесторов в работе с нашей компанией по проектам обновления подвижного состава и развития железнодорожной инфраструктуры.

07

Кадры

Будут кадровые перестановки. Некоторые люди уже подали в отставку. У меня никаких личных счетов нет и не может быть. О части руководителей у меня позитивное мнение, есть много профессионалов с хорошей репутацией, с которыми мы будем продолжать сотрудничество. Я не делю людей на своих и не своих. Для меня есть эффективные и неэффективные менеджеры. 

08

Финансовый план

Работаем над внесением изменений в финплан. Финансовые показатели в проекте финплана коррелируются с изменением тарифов, которые были в него заложены. Но, так как индексация тарифа на грузовые перевозки еще не произошла, то вносим изменения в проект. 

09

Стратегия

Подобная стратегия, с реальными цифрами, в УЗ делается первый раз. Сейчас она на обсуждении в МЭРТ, в также активно обсуждается в Минфине. Но есть определенный момент, связанный с общей стратегией транспорта - у нас достаточно общие посылы в транспортной стратегии в части железнодорожного транспорта, хотя, именно он - является основой и хребтом всей транспортной системы Украины. Поэтому мы, со своей стороны, готовы приложить все усилия, чтобы учесть конкретные направления развития из общенациональной транспортной стратегии при финализации стратегии нашей компании. 

10

Пассажиры

Для перевозки пассажиров летом УЗ назначила 35 летних поездов (в 2016 году их было 28), увеличила курсирование пяти графиковых поездов. Чтобы эффективно пройти пик перевозок, необходимо будет оперативно решать проблемы с ремонтом, в первую очередь, капитальным – для улучшения стандарта качества обслуживания пассажиров, вагонов и локомотивов. Будем развивать те направления, где уже сейчас высокая населенность поездов, в том числе по направлению Восток-Запад.

Читайте также Евгений Кравцов: Я понимаю, что всем нужны quick wins, но реформы не делаются быстро