Глава "Укравтодора" Александр Кубраков в прошлом году заявил, что для технического надзора за строительством дорог будут привлекать международные компании - это должно способствовать повышению качества выполняемых работ и гарантировать долгосрочность службы сооружаемых объектов.

Первые договора на осуществление технического надзора были подписаны в апреле этого года. Согласно им, услуги будут предоставлять международные компании - Egis (Франция) и iC (Австрия). Среди пилотных проектов были капитальный ремонт моста через реку Айдар (дорога Северодонецк-Новоайдар, Луганская область), капитальный ремонт путепровода через железную дорогу на автотрассе Старобельск-Луганск-Хрустальный-Макеевка-Донецк, капремонт дороги Стрый-Тернополь-Кропивницкий-Знаменка.

Позже добавился 40-километровый участок автомагистрали М-05 Киев-Одесса, который в "Укравтодоре" пообещали сделать образцовым и к независимому надзору за ремонтом которого привлекли южнокорейскую DOHWA Engineering Co.

И вот в июне стало известно, что технадзор за строительством трех участков бетонной дороги в Полтавской области в рамках реконструкции магистрали Н-31 Днепр- Кобеляки-Решетиловка выполнит польская компания B-Act Sp. z o.o. Соответствующий контракт Служба автомобильных дорог в Полтавской области подписала с B-Act в июле.

Мы пообщались с директором представительства польской компании в Украине Юрием Середой, чтобы узнать, кто был среди конкурентов в тендере, какова стоимость таких услуг и какие основные обязанности инженеров, выполняющих технадзор. 

_DSC7154  

Расскажите немного о компании.

B-Act Sp. z o.o. -  инжиниринговая компания с польским капиталом. Была основана в 1994 году. Занимается она предоставлением инжиниринговых услуг - как инженера контракта, так и инженера технического надзора, а также инвестирует в строительство (железных и автомобильных дорог, промышленных объектов, гидротехнических сооружений). Ее услуги предоставлялись в четырех странах: Польше, Украине, Румынии, Молдове. 

Какие проекты вы уже реализовали в Украине? 

Консультационные услуги в Украине компания B-Act Sp z o.o. предоставляет с 2017 года, в соответствии с договором, который был подписан с "Укравтодором". Этот проект реализуется в рамках кредита, предоставленного правительством Республики Польша на развитие приграничной дорожной инфраструктуры. Часть из этого кредита (около 60 млн евро) было выделено на реконструкцию и строительство шести участков дорог во Львовской и Волынской областях. В этом проекте компания предоставляет услуги инженера-консультанта. К сожалению, ни одной оплаты за предоставленные услуги на сегодняшний день компания B-Act Sp. z o.o. не получила.

Вы подписали договор со Службой автомобильных дорог в Полтавской области по предоставлению услуг по техническому надзору за выполнением работ на дороге Днепр-Решетиловка. Чем услуги инженера консультанта отличаются от услуг по техническому надзору? 

Услуги инженера-консультанта являются намного шире, чем услуги по техническому надзору. В услуги консультанта, помимо технического надзора, входят: анализ рисков, которые могут возникнуть в проекте, урегулирование споров, внесение изменений в контракт, урегулирование претензий и т.д. 

Какой процент от стоимости проекта составляют услуги компании? 

В этом проекте сума после торгов, проведенных на Prozorro, составляет около 1% от общей стоимости строительно-монтажных работ. 

Был ли тендер? 

Тендеры были оглашены на Prozorro. Всего было три тендера на разные участки с разной стоимостью. Причем, тендеры на первые два участка были оглашены на услуги по техническому надзору за реконструкцией дороги Днепр-Решетиловка, третий - на услуги по техническому надзору за строительством дороги (обход города Решетиловка). Общая протяженность этих участков почти 20 км. 

На какой срок подписаны договора? 

Все три договора подписаны до конца 2021 года. 

Это договора по проформам FIDIC? 

Проекты договоров поданы Заказчиком в составе тендерной документации. Те договора, которые мы подписали со Службой автомобильных дорог в Полтавской области, это договора о предоставлении услуг технического надзора в соответствии с законодательством Украины. 

Кто были ваши конкуренты? 

Нашими конкурентами были ООО “Egis Ukraina” - украинская компания, основанная компанией Egis (Франция) более 20 лет назад, и консорциум "ЮИ Инжиниринг" (Украина, Италия). 

Из чего формируется цена? 

Каждое предприятие выделяет на реализацию того или другого проекта ресурсы. В частности, человеческие, технические, услуги лаборатории и т.д. У инженеров должно быть соответствующее оборудование, инструменты. Большую часть затрат составляет заработная плата. Все это учитывается в расчетах, когда формируется цена на услуги. 

Будете ли вы привлекать местные кадры для работы? 

Что касается людей, мы планируем, что в проекте будут задействованы, как европейские специалисты, так и местные. Это даст возможность внедрить лучшие европейские и мировые практики по предоставлению технического надзора в Украине. Европейский специалист имеет значительный опыт реализации проектов в Европе, а украинский специалист - опыт реализации на внутреннем рынке: у них есть знания государственных строительных норм, строительного законодательства. Такой подход даст возможность реализовать проект с наилучшими показателями. 

Какие основные обязанности компании?

Из основных обязанностей - осуществлять технический надзор и контроль за качеством и объемами выполненных подрядчиком работ, контролировать ведение документации, проводить осмотр и оценку выполненных скрытых работ, контроль за соблюдением подрядчиком графика выполнения работ, проверять технические паспорта, сертификаты соответствия, результаты лабораторных исследований материалов, которые используются в работах, информировать заказчика о наличии проблемных вопросов и давать рекомендации по устранению нарушений, осуществлять прием выполненных работ и т. д. Указанные обязанности соответствуют Порядку осуществления технического надзора при строительстве объекта архитектуры, утвержденному постановлением Кабинета министров №903 от 2007 года. 

Предусмотрены ли какие-то штрафные санкции, если по вашей вине будет построена некачественная дорога? 

Да. Ответственность инженера технического надзора прописана в договоре, в соответствии с Законом Украины "Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности". 

Читайте также Дороги под присмотром: Зачем "Укравтодор" внедряет технадзор международных компаний