Власти уверяют, что введение на три года спецпошлин на импорт легковых автомобилей (6,46% от стоимости для машин с рабочим двигателем 1–1,5 литра и 12,95% – с объемом 1,5–2,2 литра.) даст отечественным производителям возможность модернизировать производство и наладить связи с известными автостроителями. " Нам нужна стабильно загруженная отрасль. Это случится, если украинские автозаводы попадут в планы крупнейших автоконцернов и начнут производить определенные марки автомобилей для конкретного региона", – заявил весной Министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов.

Читайте также: Экология в помощь: на импортные автомобили ввели еще один налог

Шипы на дороге Задолго до начала кризиса в Украине сборка иномарок, в том числе – и крупноузловая, была  налажена на нескольких производственных площадках. На "Запорожском автомобильном заводе" запустили производство Daewoo, Chevrolet, Cherry, Opel и Mercedes-Benz. Корпорация "Богдан" стала собирать в Луцке и Черкассах некоторые модели ВАЗа и Hyundai, "Атолл Холдинг" на Закарпатье – автомобили Skoda, Volkswagen и Seat, "АИС" в Кременчуге – ВАЗы и SsanYong. Группа компаний "Випос" с 2007 по 2009-й производила в Херсоне Audi.

Но сейчас, несмотря на определенный интерес, для мировых автоконцернов украинский рынок в этом плане не столь привлекателен из-за незначительной емкости: 232 тыс. единиц новых легковых и коммерческих машин в 2012 году. В прошлом году обсуждалась "Государственная программа развития легкового автомобилестроения Украины до 2020 года". Предусматривается, что уже к 2020 году Украина будет производить более 734 тыс. автомобилей, 70% из которых будут продаваться на внутреннем рынке, остальные 30% – экспортироваться в Россию, Беларусь и Казахстан. Но все же, серьезных оснований для того, что бы говорить о возвращении к показателям  2008 года, когда было продано более 660 тыс. авто, на ближайшие годы участники рынка пока не видят. Непосредственно в самой Украине в прошлом году было произведено 70 тыс. машин, в 2008-м – более 400 тыс.

Мировым автогигантам выгодно организовывать производство в странах, у которых достаточной емкости внутренний рынок, или же в тех, из которых удобно будет поставлять продукцию на другие рынки, и стоимость машины при этом уменьшается. Но на беду Украины, они уже имеют действующие производства в соседних с нею странах. В России заводы есть у автоальянсов General Motors, Renault Nissan, Toyota, Ford, Volkswagen, PSA Peugeot Citroen, Mitsubishi и др. Налажено производство в Румынии, Венгрии и Польше, чей автопром серьезно ориентирован на экспорт: поляки за год покупают около 300 тыс. авто, а производят около 650 тыс. В Словакии, где автопром фактически является ведущей отраслью экономики, собирают отдельные модели KIA, Hyundai, Volkswagen, Peugeot, Citroen. В Турции – модели Renault, Honda,  и авто турецкой сборки предназначены главным образом для рынков России и стран Средиземноморья.

Genaral Motors уже договорился с белорусской компанией "Юнисон" собирать с весны следующего года в окрестностях Минска отдельные модели для продажи не только в самой Беларуси, но и в других странах Таможенного союза – России и Казахстане. Большая часть будет отправляться на рынок российский, поэтому первой с конвейера сойдет Opel Corsa – единственная из продающихся там массовых моделей GM, производство которой еще не локализовано. С расчетом на российский рынок запускается производство и в Казахстане: группа компаний AllurGroup объявила, что с 2014 года намерена поставлять в Россию кроссовер SsangYong Nomad, который будут собирать только на территории Казахстана.

Если несколько лет назад Украина еще рассматривалась автокорпорациями как потенциальная производственная площадка, то ныне шансов нет.

Возможностью экспорта автомобилей на крупный российский рынок хочет привлечь автопроизводителей и Украина – мол, его открывает соглашение о свободной торговле. О выпуске на мощностях "Богдан" в Черкассах седана C-класса J5 и кроссовера S5 договорилась компания JAC. По словам вице-президента "Богдана" Рудольфа Арзуманяна, та выбрала украинскую корпорацию именно из-за планов выхода на российский рынок, где у JAC производства нет.

О намерении собирать автомобили в Украине уже с этого года заявили еще несколько компаний. Так, крупноузловую сборку Geely MK реанимируют на мощностях Кременчугского автосборочного завода, где их и собирали до конца 2011 года, ведутся переговоры о производстве там седана Emgrand EC-7 и кроссовера X7. Вопрос запуска программы по сборке автомобилей в Украине решает компания Lifan Industry Group. А Opel и Chevrolet, входящие в концерн General Motors, хотят организовать на мощностях ЗАЗ мелкоузловую сборку Opel Astra H Classic и Zafira Classic, а также Chevrolet Lacetti.

Один остался путь? Что получит Украина, если спецпошлины и другие меры приведут сюда новых мировых автопроизводителей? Конечно, хотелось бы разделить оптимизм правительства и поверить, что через несколько лет в этой отрасли будет создано больше 200 тысяч рабочих мест, а уровень локализации достигнет 55%. Но, скажем, в информационно-консалтинговой группе AUTO-Consulting считают, что даже закон "О стимулировании автопромышленности" 1997 года не привлек в страну ни одного иностранного инвестора, кроме Daewoo, под которую его и принимали. Директор AUTO-Consulting Олег Омельницкий также подчеркивал, что если несколько лет назад Украина еще рассматривалась автокорпорациями как потенциальная производственная площадка, то ныне шансов нет. Мол, непрозрачная инвестиционная политика государства и действия местного автомобильного лобби, которое всеми силами отбивалось от конкурентов, привела к тому, что у нас практикуется только сборка.

AUTO-Consulting уже выражала озабоченность отсутствием в Украине законодательного разделения сборки и производства: "подобный путь Украина уже проходила с 1998 по 2008 год. Да, якобы у нас выпускали десятки автомобильных брендов, и даже Mercedes-Benz был Made in Ukraine, но от такого самообмана в стране не осталось ни единой технологии". Правда, позитив тоже стоит отметить: хотя бы тот же запуск в Украине крупноузловой сборки на заводе "Еврокар" и т.п.

Но надеяться на производство здесь в ближайшей обозримой перспективе собственных брендов действительно не приходится. Как заявлял, в частности, директор "Укрпромвнешэкспертизы" Владимир Власюк, нам остался только путь совместного производства с известными мировыми игроками.

Не выйдет повторить и успешный опыт России, где уже в 2010 году продажи иномарок российской сборки превысили продажи импортированных. Да, этому способствовали жесткие условия со стороны властей, и существенно меньшие таможенные пошлины на автозапчасти, чем на готовые авто, и повышение в 2009 году пошлин на импорт машин. Но главное то, что рынок этот велик (более 2,9 млн. в прошлом году), что позволяет иностранным производителям идти на требование России организовать на ее территории мелкоузловое производство – крупноузловым способом машины разрешается собирать только три года. Ведь мелкоузловая сборка выгодна только при значительном годовом объеме продаж, который исчисляется несколькими десятками тысяч. А запуск производства, которое включает сварку, покраску и сборку, в среднем составляет 300 млн. долл.