В начале 2014 года в связи с началом военных действий в Украине инвесторы начали потихоньку уходить из страны. Как это ни странно, но именно в марте 2014 года стоимость акций украинского автопроизводителя КрАЗа начала стремительно расти, а в мае подскочила до невиданных высот. Если в марте рост составлял порядка 60%, то в мае он превысил 100%. Для украинского предприятия это солидный результат. В чем же причина такого успеха?

Еще в начале 2014 года российская компания КАМАЗ прекратила поставки своих грузовиков в Украину. Это предоставило украинскому производителю возможность. Однако ею воспользовались не сразу, а только после начала АТО. Именно тогда правительство задумалось о необходимости пополнения автопарка военных, задействованных в операции. Так что война в очередной раз оказалась весьма серьезным стимулом.

Читайте также Грузовики VS железная дорога: власти берут курс на жесткий контроль веса автотранспорта

Итак, весной прошлого года МВД Украины начало закупать бронированные и специальные автомобили для Национальной гвардии. Уже к началу августа Министерство заключило с КрАЗом два контракта на поставку 370 машин на общую сумму 361 млн грн. Кроме того, министр Аваков сообщал о дополнительном контракте на 40 машин стоимостью 95 млн грн. Заказы от МВД сделали для КрАЗа много рекламы в СМИ, а биржа сразу же отреагировала повышением стоимости акций.

Следует отметить, что для выполнения заказов МВД предприятию пришлось отложить выполнение других заказов. Не удивительно, что по итогам первых семи месяцев 2014 года объемы производства украинского концерна выросли на 44%. В целом, прошлый год оказался очень удачным для предприятия. По информации гендиректора "АвтоКрАЗа" Романа Черняка, прирост производства составил 49%, а реализации продукции – 57%.

Изменилась структура продаж с увеличением доли экспорта. Так, если в 2013 году она составляла только 13%, то в 2014 году – уже 54%. 

При таких больших заказах от МВД украинское Минобороны не подписывало соглашений с КрАЗом о поставках автомобилей. Такую разницу эксперты объясняли сложностью процедур при осуществлении госзакупок для военных. К тому же, как неоднократно сообщали СМИ, не последнюю роль в подписании контрактов с Нацгвардией сыграло личное знакомство руководства КрАЗа с главой МВД Арсеном Аваковым.

Кроме роста стоимости акций, 2014-й год был примечателен для КрАЗа еще одним событием. Изменилась структура продаж с увеличением доли экспорта. Так, если в 2013 году она составляла только 13%, то в 2014 году – уже 54%. В данном контексте следует вспомнить о контрактах с Египтом и Лаосом. С Египтом завод сотрудничает не первый год. В эту арабскую страну в 2008 – 2014 годах было поставлено около 900 автомобилей-вездеходов. В Лаос отгрузка бортовых вездеходов КрАЗ-6322 началась только в декабре прошлого года. Контракты с обеими странами будут выполняться и в течение 2015 года.

Несмотря на успехи, концерну "АвтоКрАЗ" есть над чем работать. Прежде всего, это замена комплектующих, которые раньше поставлялись из России. В 2014 году зависимость от поставок из РФ была уменьшена на 30%. Но это далеко не предел. В этом году руководство концерна запланировало вложить 150 млн грн в модернизацию производственных линий и разработку новых автомобилей.

Старший аналитик ИК "Арт Капитал" Алексей Андрейченко рассказывает, что у предприятия есть  и дополнительные причины для оптимизма. "У "АвтоКрАза" в начале прошлого года была проблема с "Ощадбанком", которому они должны были выплатить свыше 900 млн грн. Хотели продавать 23% акций предприятия, чтобы рассчитаться, а также пакеты акций в дочерних предприятиях. По итогам предыдущих лет рассчитывать на погашение 900 млн грн без помощи основного акционера не представлялось возможным. Но в 2014 году появилась перспектива разрешения финансовых проблем предприятия, благодаря госзаказам, да и само предприятие из-за военных действий на Донбассе приобрело особый стратегический статус, поэтому уже к концу года "АвтоКрАза"  заявлял, что они близки к реструктуризации долга. А инвесторы понимали, что перспектива дефолта такому важному заводу уже не грозит", - рассказывает эксперт.

Во-вторых, по его словам, девальвация сильно помогла с продвижением продукции на рынки Африки и Ближнего Востока, потому и экспорт вырос. Благодаря этому, КРАЗ смог восстановить свои экспортные позиции, даже несмотря на то, что в России спрос так и остался на низком уровне.

"Если смотреть на более дальние перспективы, они рассчитывают на госсектор, на заказы для МЧС, на коммунальные хозяйства, на "Укравтодор". Со временем в по мере роста экономики в бюджете появится больше средств, чтобы эта часть спроса также активизировалась. В том числе благодаря централизации у местных бюджетов появятся средства на поддержку коммунальных служб, которые смогут увеличить закупки спецтехники", - резюмирует Андрейченко.