Судьба подержанных автомобилей определена: глава государства Виктор Янукович таки подписал скандальные законы о введении утилизационного сбора на иномарки. То есть с 1 сентября готовые машины, которые ввозятся на территорию нашей страны, будут облагаться новым экологическим налогом. Напомним, ставка для легковушек будет составлять 5,5 тыс. грн, а для грузовиков и автобусов – 11 тыс. грн. Но это еще не все. К упомянутым ставкам будут также применяться коэффициенты, которые зависят от массы и объема двигателя транспортного средства.

Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту об утилизационном сборе предлагалось установить критерии определения автомобилей, подлежащих переработке. Автоимпортеры трактовали это как возможность придраться к любой подержанной машине и принудительно отправить ее на разборку. Впрочем, так и неясно, кто же будет заниматься охотой на антиквариат и отлавливать злостных загрязнителей воздуха на колесах. Понятно другое: у отечественных автосборщиков появился дополнительный защитный барьер от зарубежных конкурентов, за счет которого, согласно пояснительной записке, они рассчитывают увеличить объемы выпуска продукции примерно на 25%.

Эксперты считают, что поддержка отечественного производителя возможна лишь в том случае, если в обмен на защитные меры, он сможет предложить покупателям качественно новые технологические решения, тогда как сейчас его продукция оставляет желать лучшего. "Теоретически, когда мы говорим о глобальном решении о поддержке компаний, должна быть найдена золотая середина, которая соответствует требованиям гражданина. Речь идет о вопросах безопасности, эксплуатации, надежности транспортного средства. И как комплекс мер по поддержке может быть и компенсация (за утилизацию – ЦТС), и введение дополнительных платежей на утилизацию. Но перед этим надо сформировать концепцию того, а что же собственно будет предлагаться. Если этот производитель предлагает технологически другие вещи, тогда мы движемся в сторону полноценного предложения. В противном случае это полумера. Гражданам предлагают автомобиль, но есть вопросы к его надежности и эксплуатационным характеристикам, безопасности. Если ответить на эти вопросы, тогда мы можем комплексно формировать хорошее предложение с новым качеством", - сказал Центру транспортных стратегий бывший первый заместитель министра транспорта и связи Василий Шевченко.

Экологический налог придется платить и производителям, и импортерам

Впрочем, украинские автосборщики зачастую демонстрируют консерватизм и не спешат гнаться за новыми технологическими решениями. Более того, они уверяли, что введение барьеров никак не повлияет на отношения нашей страны с международными партнерами. Эту позицию разделял и первый вице-премьер-министр Сергей Арбузов. Однако, несмотря на оптимизм украинского автопрома и правительства, протекционистские шаги не на шутку обеспокоили Европейский Союз. Западные соседи недвусмысленно намекнули, что прекрасно понимают озабоченность наших властей проблемами автомобильной промышленности, однако, по их твердому убеждению, решать их методами, которые ограничивают торговлю, никак нельзя.

"В марте, не предупреждая ЕС и не консультируясь с ним, правительство Украины приняло решение о введении защитной меры в виде дополнительного сбора на импортированные автомобили, игнорируя существующие процедуры и на основании необоснованных документов. В июле парламент Украины принял закон, который зеркально отображает подобные действия Российской Федерации и вводит так называемый утилизационный сбор на автомобили. На сегодня жалоба Евросоюза против такой меры со стороны России рассматривается Всемирной торговой организацией. Если Украина тоже введет такой сбор, решение будет иметь очень серьезное влияние на наши двусторонние экономические отношения", - говорится в сообщении представительства ЕС в Украине.

Словом, если перевести заявление с дипломатического языка, западные партнеры угрожают нашим властям санкциями в ответ на протекционистские шаги. Европейцев также возмутило обещание правительства доплачивать гражданам за покупку отечественных автомобилей, так как это тоже противоречит международным правилам торговли.

Результатом стало поручение президента Украины правительству, которое добавляет в медовую бочку автопрома большую ложку дегтя. Во-первых, исполнительной власти нужно будет предусмотреть компенсацию для владельцев старых машин, которые пойдут на разборку. То есть теоретически водители смогут получать за свои транспортные средства утилизационную премию. Правда, ее размеры пока неясны. Во-вторых, предполагается устранение дополнительных коэффициентов, которые применяются к базовым ставкам сбора. В-третьих, действующая редакция закона освобождает производителей от уплаты экологического налога и дает им возможность самостоятельно утилизировать автомобили. Однако глава государства поручил властям уравнять производителей и импортеров и взимать плату со всех.

Но вопрос в том, как быстро будет выполнено это поручение. Документ носит пометку "безотлагательно". Однако сложные бюрократические процедуры прохождения проектов нормативных актов требуют немало времени. И именно от этого зависит, каким будет украинский авторынок в обозримом будущем.

"Мы обращались с письмом к президенту и предложили в данном случае два варианта, чтобы избежать санкций к Украине: либо платить будут все, как это предложила у себя и Россия, либо дать импортерам самим возможность самим утилизировать свои автомобили. Но президент выбрал первый вариант, платить будут все. Значит, произойдет определенное удорожание автомобилей, причем и собранных в Украине, и импортных. Все зависит, от того как быстро будет выполнено поручение президента, и будут ли препятствия для этого со стороны лоббистов-автосборщиков. В зависимости от того, в какие сроки оно будет выполнено, можно будет понять влияние на рынок", - сказал Центру транспортных стратегий генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.

Но пока поручение не выполнено, у производителей есть немного времени, чтобы получить определенные выгоды от введения утилизационного сбора на иномарки с 1 сентября. В дальнейшем им придется выживать в созданных ими же самими новых условиях.