Один барьер вместо другого Украинские автопроизводители не ограничились введением спецпошлин на импортные автомобили. Напомним, что с 14 апреля поставщики обязаны заплатить на границе 6,46% от стоимости машины с объемом бензинового двигателя 1000-1500 куб. см и 12,95% с объемом двигателя 1500-2200 куб. см. Теперь же отечественный автопром может получить дополнительные защитные механизмы. В пятницу, 4 июля Верховная Рада поддержала во втором чтении два скандальных законопроекта, предусматривающих введение базовой ставки утилизационного сбора в размере 5,5 тыс. грн для легковых автомобилей и 11 тыс. грн для грузовых. Кроме того, к ставкам будут применяться корректирующие коэффициенты в зависимости от объема двигателя и срока эксплуатации транспортного средства.

Профильная ассоциация "Укравтопром" тут же выразила свою поддержку действиям парламента. "Принятие законопроектов является частью создания общей системы экологической безопасности в Украине, а также еще одним этапом приведения украинского законодательства в соответствие со стандартами ЕС… Взимание экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств в первый год после его введения обеспечит по предварительным подсчетам прямые дополнительные поступления в Государственный бюджет Украины в объеме 2,2 млрд гривен", - говорится в пресс-релизе "Укравтопрома".

Впрочем, автоимпортеры уверены, что утилизационный сбор является альтернативной защитой для производителей на случай отмены Украиной специальной пошлины. Так, 11 июля Всемирная торговая организация (ВТО) рассматривает вопрос применения санкций к нашей стране со стороны других государств, в частности, Японии и США. Решение пока неизвестно, однако дилеры уверены: оно будет не в пользу Украины. " Мой прогноз: скорее всего, мы сегодня услышим о санкциях со стороны Японии, возможно, США. В будущем это будет Корея, Тайвань, тот же Китай. Я считаю, что спецпошлину снимут, и они спешили с утилизационным сбором, чтобы компенсировать ее", - сказал генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. 

По неофициальным данным участников рынка, под давлением ВТО, Украина предлагала установить нулевую пошлину на ряд комплектующих, что не устроило европейцев и японцев. За этим последовала инициатива уменьшить размер пошлины в два раза. Однако это вызвало удивление ЕС, представители которого рекомендовали нашей стране либо отстаивать установленную ставку, либо же отменить пошлину совсем.

Но вернемся к утилизационному сбору. Решение о его внедрении одобрил народный депутат, глава Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Анатолий Кинах. "По официальным данным, индекс промышленного производства Украины только за последний год упал на 9,3 пункта. Украина теряет свой внутренний рынок, так как на нем реализовывается сегодня 47% импортной продукции, а по некоторым товарным группам эта цифра превышает 70-90%. Особо болезненные явления наблюдаются в автомобильной промышленности, которая, по сравнению с прошлым годом, упала более чем в два раза. Украине необходимы меры для поддержки национального товаропроизводителя", - сказал он.

Словом, парламентарии открыто признают, что утвержденные законопроекты направлены в первую очередь на защиту украинского автопрома. Впрочем, упоминают они и об экологии. Так, по словам Кинаха, на внутреннем рынке ежегодно утилизируется до 100 тыс. автомобилей, а также используется огромное количество технологически устаревшей техники, которая оказывает "высокое техногенное давление на окружающую среду".

Экспроприация за деньги Другой вопрос, на что же будут направлены полученные от утилизационного сбора 2,2 млрд грн. И если ранее автопром умалчивал об этом, то сегодня крупные игроки уже обещают реализовать масштабную программу переработки устаревших машин. "По всей Украине будет создано более 150 пунктов по сбору автолома, куда сможет обратиться любой человек. И это не просто площадка приема, это - разборка, сортировка и хранение. Кроме того, будет создано около 10 крупнейших перерабатывающих центров. В Европе один такой обходится в порядка 7 млн евро. В Украине первичный капитал на создание центров будет формироваться из тех денег, которые мы все, в том числе и внешний производитель, будем перечислять в бюджет. При этом импортеры будут уплачивать средства на границе, а внутренние производители - инвестировать в создание инфраструктуры. И еще один важный момент – производитель станет отвечать за утилизацию всех произведенных авто. Он должен обеспечить: прием, разборку, хранение, переработку", - сказал народный депутат, почетный президент корпорации "Укравто" Тариэл Васазде.

Впрочем, заявления автопрома вызывают традиционный скепсис у импортеров, которые считают их далекими от реальности. Назаренко, со своей стороны, подчеркнул, что принятые законопроекты дают властям право изымать у граждан и принудительно отправлять на утилизацию автомобили старше 15 лет. В противном случае водители должны будут уплачивать государству налог за передвижение на таких загрязнителях окружающей среды. 

"То, что хотят сделать наши народные депутаты, - это отправить 6 млн автомобилей в утиль, чтобы освободить место для новых. Когда наши утилизаторы обещают построить 10 пунктов по переработке вредных веществ, то на самом деле будут построены 10 вилл в Австрии. А действительно будут построены 150 пунктов сдачи металлолома, а остальные будут закрыты. Металлолом – это огромный бизнес. И перехватить в свои руки металлолом очень привлекательно. Центры должны быть построены в течение двух лет, а законом разрешается вообще на протяжении пяти лет. Но уже с 1 сентября те, кто не может утилизировать, должны платить налог. А как можно до 1 сентября построить 10 заводов стоимостью 7 млн евро каждый? Как можно вообще выполнять этот закон, который предлагает отбирать нашу с вами собственность и за это еще и платить", - возмутился Назаренко.

Он также добавил, что по официальной статистике в Украине ежегодно утилизируются 100 тыс. автомобилей. А это значит, что на самом деле возможности для их переработки есть, и владелец машины, сдавая ее, получает утилизационную премию. Но и это, пожалуй, не самое интересное…

А главное то, что, хоть в пояснительной записке и предлагается установить критерии для признания автомобиля негодным, они отсутствуют в самом законопроекте. "То есть любую машину с 1 сентября можно признать вредной для окружающей среды. И непонятно, кто будет это определять, устанавливать, организовывать эту охоту. А могут экологи, ГАИ, Минздрав", - продолжает Назаренко.

В знак протеста ВААИД направила письмо президенту Украины Виктору Януковичу с просьбой не подписывать соответствующие законы и позаботиться об интересах рядовых украинцев. В ассоциации полагают, что предложенный экологический налог за утилизацию транспортных средств и корректирующие коэффициенты не соответствуют сути и названию этого налога, поскольку его размер должен быть взаимосвязан с фактическим размером расходов, которые необходимы именно для утилизации транспортных средств. "Кроме того, по нашему мнению, никак не может быть разницы в коэффициентах, которые должны применяться к новым автомобилям разного объема двигателя, ведь цель одна - это обезвреживание компонентов непригодного для использования транспортного средства, а количество компонентов (свинец, кислота, ртуть, технические жидкости) во всех автомобилях практически одинаково", – сказано в обращении.

Импортеры уверены, что президент ветирует принятые законы. Однако, по их мнению, даже подписание этих документов не спасет отечественный автопром. ВТО уже предъявила претензии России, которая после этого решила взимать сбор не только с импортеров, но и с производителей, тем самым поставив их в равные условия. Аналогичный сценарий ожидает и Украину. Ведь законы освобождают от уплаты утилизационного сбора кузовов, которые ввозятся как машинокомплекты для промышленной сборки, и обязывают предприятия с полным циклом заниматься утилизацией своей продукции.