В преддверии подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС отечественный автопром продолжает заявлять о необходимости сохранения утилизационного сбора, который вызывает недовольство со стороны европейцев. Руководители предприятий твердят: в нашей стране есть множество старых машин, которые необходимо отправить на переработку. Хотя низкая платежеспособность населения и огромный рынок подержанных запчастей говорит об обратном. Тем не менее, автосборщики по-прежнему делают акцент на экологии.

Читайте также Довольны все: как повлияет ассоциация с ЕС на стоимость автомобилей

"Два закона ни в коем случае не закрывают полностью проблему утилизации транспортных средств, вышедших из эксплуатации… Должна быть создана цепь, последовательная цепь предприятий, которые собирают, разбирают, утилизируют. В Украине законченная система таких предприятий отсутствует, и ее необходимо создавать", - говорит вице-президент ассоциации "Укравтопром" Ефим Хазан. Для завершения цепочки необходимо создавать те самые утилизационные центры, о которых говорило ранее руководство корпорации "Укравто".

Правда, такой шаг сопряжен с серьезными затратами: напомним, один завод обойдется примерно в 7 млн евро. Кроме того, если построить центры, соответствующие мировым аналогам, мощностью 450 машин в час, то за день 10 таких предприятий утилизируют 50 тыс. автомобилей. То есть 100-120 тыс. машин, о которых говорили авторы законов, можно будет уничтожить буквально за два-три дня. Что же будут делать заводы в оставшееся время?

Неопределенное сотрудничество Но украинские производители все же демонстрируют заботу об окружающей среде. Так, 8 октября ассоциация "Укравтопром" подписала загадочный меморандум с итальянской компанией Ing. Bonfiglioli S.p.A. Представители автоиндустрии немногословны: меморандум о сотрудничестве. В чем оно будет заключаться, глава "Укравтопрома" Михаил Резник скромно умалчивает, отмечая лишь, что иностранный инвестор создаст первую утилизационную площадку на территории нашей страны в Киеве, точнее – в Жулянах.

Представителем Ing. Bonfiglioli S.p.A., которая является поставщиком передвижных прессов и шредерных установок, в Украине выступило ООО "Укрферрум". Эта компания также говорит о намерениях не слишком уверенно. Утилизационная площадка может теоретически заработать в 2014 году, и то при условии изменений в законодательство. "Будет шредерная установка, будут передвижные прессы, которые будут ездить по Украине. Пока их будет два. Шредер будет мощностью 15-20 тонн в час. Но не все сразу. Надо подтолкнуть людей к тому, чтобы они пошли сдавать машины. Только государство должно стимулировать покупку нового автомобиля, как это произошло в Европе и недавно в России. То есть сдал старый автомобиль – получи ваучер на новый", – рассказал глава наблюдательного совета "Укрферрум" Александр Черкасский.

100-120 тыс. машин, о которых говорили авторы законов, можно будет уничтожить буквально за два-три дня. Что же будут делать заводы в оставшееся время?

Объем инвестиций, по его словам, составит 3 млн евро на первом этапе при содействии банка UniCredit. При этом собственник "Укрферрум" не исключает возможности установки самого мощного шредера, способного перерабатывать 20-25 автомобилей в час. "В Украине по прогнозам 2 млн машин подлежит уничтожению. Но как их забрать законно? Если она стоит во дворе, ее нельзя взять, поскольку обвинят в угоне. Значит, надо стимулировать людей сдавать их самостоятельно. И как только это заработает, мы будем знать, сколько инвестировать", – сказал Черкасский.

Схема сотрудничества с "Укравтопромом" пока что тоже полностью не определена. Однако, пожалуй, логично предположить, что, поскольку у производителей есть пункты приема и разборки, но нет перерабатывающих мощностей, весь автохлам с пунктов приема будет отправляться в Жуляны. Глава набсовета "Укрферрума" допускает такую форму кооперации. "Скорее всего, мы будем посылать туда прессы. Допустим, у них собралось какое-то количество машин, а перевозить их не рентабельно: габариты не те, объемы не те. Наши прессы будут приезжать, делать из них брикеты и везти к нам на переработку через шредер", – заявил Черкасский.

Мыльный пузырь? Импортеры, со своей стороны, полагают, что такие соглашения и заявления являются лишь попыткой сделать хорошую мину при плохой игре. То есть как можно отменять утилизационный сбор, если автопром уже развернул бурную деятельность и договаривается с иностранными инвесторами о строительстве центра по переработке отслуживших машин?

"Все это заявления с целью давления на украинское правительство и лично на президента Украины. Ввиду того, что сейчас еврокомиссар Карл де Гухт поставил вопрос об отмене утилизационного сбора, либо устранении дискриминации, автосборщики хотят показать, что якобы необходимо защищать иностранного инвестора, и для этого подписывают разные мыльные пузыри. Хотя понятно, что подписание меморандума еще не означает его приход. Речь идет о 2014 году, а к этому времени Россия уберет дискриминацию по своему утилизационному сбору, следовательно, это нужно сделать и нам, иначе Украина будет воевать со всем миром, и будут огромные проблемы", - сообщил Центру транспортных стратегий генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.

Он также напомнил, что в Киевской области, в Белой Церкви уже существует завод по переработке металлолома, который принадлежит компании "Евро Финанс". Причем в силу ряда причин сегодня это современное предприятие простаивает, а потому, по мнению руководителя ВААИД, производителям гораздо проще договориться с Евро Финанс вместо того, чтобы подписывать меморандумы с Ing. Bonfiglioli S.p.A.

Импортеры предупреждают о том, что автопром также лоббирует возвращение транспортного сбора, но несколько в иной форме. Это сделает экономически невыгодным наличие старого автомобиля. "Следующими  шагами автоллобистов будут: введение экологического налога на авто (причем, чем старше авто тем больше налог) с целью вынудить украинских автовладельцев избавляться от своих старых авто. Причем, просто сдать авто на запчасти или металлолом не получится т.к. формально авто будет "висеть" на хозяине и эконалог будет начислятся. По планам автосборщиков, только на сданный на утилизацию в так называемый утилизационный центр будет выдана справка, по которой можно будет снять авто с учета и не платить эконалог. Цель этих нововведений: заставить украинских автовладельцев под налоговым бичом добровольно сдавать авто на утилизацию и вынудить покупать продукцию украинской сборки", – говорится в пресс-релизе ВААИД.