В присутствии трех президентов и звучание Санкт-Петербургского симфонического оркестра Мариинского театра 4 октября пришлого года в Днепропетровске был запущен первый построенный с нуля за историю Независимости электросталеплавильный завод. "ИНТЕРПАЙП СТАЛЬ", самый амбициозный бизнес-проект Виктора Пинчука, после выхода на проектную мощность будет потреблять 1,45 млн. т стального лома. Поэтому компании придётся решать весьма серьёзную проблему увеличению собственных ломозаготовительных мощностей.
Еще не так давно – в 2000 году – Украина экспортировала почти 5 млн. тонн лома черных металлов, что составляло примерно 2/3 среднегодовой потребности отечественных металлургов и чуть менее 1/4 прошлогоднего объема перевалки ГП "Морской торговый порт "Южный". А уже в 2012 году даже совокупный объем заготовки металлолома в стране не достиг и 6 млн. тонн, что является минимальным показателем за последние 15 лет. По всей видимости, "Интерпайпу", как и остальным металлургам придется наращивать импорт лома, а Украина из экспортера этого вида сырья превратится в импортера.
Стабильная пропорция В минувшем году объем экспорта лома сократился примерно в 13 раз, до 367 тыс. тонн – наименьшего количества за всю историю независимой Украины. Более того, в ноябре-декабре прошлого года и в январе нынешнего вывоз лома из страны не осуществлялся вообще, тогда как в этот же период 2011-2012 года его поставки за рубеж составляли в среднем 60-65 тыс. тонн в месяц. На этом фоне, несмотря на особую востребованность этого вида сырья во всем мире, а также – наличие определенных барьеров для его ввоза в Украину, в январе этого года импорт металлолома в страну вырос в 4,3 раза. И, как считают эксперты, тенденция, наметившаяся в течение последнего года, будет только усиливаться.
По данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза", в прошлом году объем заготовки лома не достиг и 6 млн. тонн. Впрочем, потребности металлургов в этом виде сырья, которые под влиянием неблагоприятной конъюнктуры были вынуждены урезать свои планы по объемам производства, составили не 7,5 млн. тонн, а лишь около 5 млн. тонн. То есть, в принципе, у металлоломных компаний оставалась возможность экспортировать предполагаемые 900 тыс. тонн лома. И, тем не менее, по итогам года общий объем его вывоза оказался чуть ли не в три раза меньше. Наряду с этим, объемы импорта лома также сократились – на 8,4%, до 116,2 тыс. тонн. В результате, объем перевозок этого вида сырья внутрь страны и за ее пределы, который в общей сложности мог превысить 1 млн. тонн, оказался более чем в два раза меньше, не достигнув и 500 тыс. тонн.
География экспорта украинского лома довольно широка, однако основным его потребителем является Турция. "Традиционными покупателями отечественного лома всегда были Турция и Молдова", – подчеркивает аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк. "По итогам года в денежном выражении географическая структура экспорта украинского лома выглядела так: Турция – 94%, Россия – 3%, Румыния – 2% и остальные страны – 1%", – добавляет аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка.
Согласно прогнозам, к 2015 году объем дефицита лома в Украине достигнет 1,1 млн. тонн.
Наряду с этим, на фоне столь же широкой географии стран-импортеров лома в Украину так же резко выделяется Казахстан, являющийся лидером по объемам поставок. "В 2012 году большая их часть пришлась на Казахстан, Болгарию и Россию. А в число мелких импортеров вошли Швейцария, Словакия, Белиз, Кипр, Великобритания и другие страны", – отмечает г-жа Головнина. "При этом из Казахстана было ввезено 97,375 тыс. тонн, из Болгарии – 6,37 тыс. тонн, из России – 4,196 тыс. тонн", – уточняет Роман Тополюк. В целом, доля Казахстана в общей структуре импорта лома в прошлом году составила 86%.
Как бы то ни было, но с ноября прошлого года лом черных металлов исчез из общего перечня экспортируемых грузов. В то же время в январе этого года объем его импорта возрос в 4,3 раза. И если подобное положение дел сохранится на протяжении всего года, объем его ввоза в нынешнем году превысит объем его вывоза в прошлом. То есть, Украина из страны-экспортера этого вида сырья превратится в страну-импортера.
Трудности заготовки Согласно прогнозу экспертов "Укрпромвнешэкспертизы", в текущем году тенденция к сокращению объема заготовки лома сохранится и в результате он не превысит 5,7 млн. тонн. Наряду с этим, как предполагают в ПХО "Металлургпром", потребность метпредприятий в этом виде сырья составит 6,7 млн. тонн. В итоге, по подсчетам специалистов "Укрпромвнешэкспертизы", на внутреннем рынке возникнет дефицит в размере 400 тыс. тонн, а объем экспорта сократится до 300 тыс. тонн.
Между тем, в вопросе о том, располагает ли Украина достаточными ресурсами лома для удовлетворения внутренних потребностей и сохранения прежних объемов его экспорта, мнения аналитиков несколько расходятся. "В принципе, наличный металлофонд страны позволяет обеспечить металлургов в ломе, – считает Роман Тополюк, – однако это сырье все труднее извлекать и заготавливать. Сказывается также и плохое финансирование этого процесса отдельными потребителями. Что обусловлено также и тем, что в периоды неблагоприятной конъюнктуры они вынуждены добиваться снижения закупочных цен".
В свою очередь г-н Дзвинка придерживается противоположной точки зрения. "На сегодня в Украине нет достаточных возможностей для покрытия совокупных потребностей металлургов в ломе. Особенно – если учесть планы по вводу ряда электросталеплавильных комплексов, работа которых на полную мощность могла бы увеличить объем дефицита лома на порядок. Поэтому в нынешнем году объем его экспорта, скорее всего, не превысит 200 тыс. тонн", – отмечает он.
Что же касается более отдаленной перспективы, то, как предполагают в Eavex Capital, к 2015 году общая потребность украинских металлургов в ломе достигнет 10,7-11 млн. тонн. "А потому, объемы его экспорта будут весьма незначительными и не превысят 100 тыс. тонн. Наряду с этим импорт этого вида сырья, как лома, так и его альтернативы – железа прямого восстановления или горячебрикетированного железа, будет расти", – заключает Иван Дзвинка.
"Согласно прогнозам, к 2015 году объем дефицита лома в Украине достигнет 1,1 млн. тонн. Это станет следствием как увеличения объемов выплавки стали, так и медленных темпов роста сбора этого вида сырья внутри страны, – подчеркивает руководитель аналитического департамента АК Kreston GCG Дарья Головнина – Поэтому уже к концу нынешнего года его экспорт может полностью прекратиться либо же сократиться до минимума в течение ближайших двух лет. А параллельно с этим его импорт будет увеличиваться".
Ресурсный национализм Следует подчеркнуть, что главной причиной того, что уже в 2012 году Украина вывезла в 3 раза меньше лома, чем это было возможно, стали установленные правительством ограничения. Так, в начале мая Кабинет министров Украины ввел в действие механизм квотирования экспорта этого вида сырья. И хотя размер квоты составлял 900 тыс. тонн, сама процедура ее распределения между металлоломными компаниями оказалась столь сложной, что они просто не смогли ею воспользоваться.
В качестве противовеса ломозаготовители в конце прошлого года инициировали принятие Закона о введении 5-процентной пошлины на импорт лома. И, в сущности, действие обеих мер полностью парализовало бы этот рынок, если бы не колоссальная потребность в сырье, которая подтолкнула металлургов к тому, чтобы активизировать его закупки за рубежом. При этом уже в феврале они инициировали внесение законопроекта об отмене пошлины. "И, скорее всего, в свете роста спроса на лом на внутреннем рынке, она будет отменена уже в ближайшие месяцы", – предполагает Иван Дзвинка.
Что же касается экспорта лома, то, по мнению экспертов, власти сделают все возможное, чтобы свести его к минимуму. "Наиболее вероятно, что они и далее будут ужесточать его режим вплоть до полного прекращения", – полагает г-жа Головнина. "И это вполне соответствует общемировым тенденциям, – подчеркивает Роман Тополюк. – В последние годы повсеместно набирает обороты практика, так называемого ресурсного национализма. И Украина наверняка пойдет по тому же пути в отношении столь ценного сырья, как металлолом".
А это, в конечном счете, означает, что импорт лома в страну окажется не менее проблематичным, чем экспорт. Тем более что, как констатируют эксперты, его источников становится все меньше и меньше. В результате чего лом может окончательно исчезнуть из категории грузов, циркулирующих сквозь границы Украины.