Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины приходится корректировать свои планы по обновлению тягового подвижного состава. Подписанный в конце 2011 года контракт с "Трансмашхолдингом" на поставку 300 электровозов так и не удалось реализовать из-за сложностей с финансированием. Напомним, договор предусматривал закупку 230 грузовых электровозов постоянного тока 2ЭС4К и 70 машин, работающих на переменном токе, 2ЭС5К в 2012-2016 годах. Сделку стоимостью около 16 млрд грн должен был финансировать российский Внешэкономбанк.
Однако переговоры зашли в тупик, и кредитных средств от банка "Укрзализныця" так и не получила. В Министерстве инфраструктуры заговорили об альтернативных путях обновления тягового подвижного состава. "К сожалению, договориться с Внешэкономбанком мы не смогли. Было очень много переговоров, обещаний, но вы знаете, что Внешэкономбанк – это банк, который должен поддерживать своего производителя - российского экспортера, но почему-то не поддержал. Поэтому в конце прошлой недели объявлен конкурс на лизинговую схему закупки локомотивов. Считаю, что это один из самых важнейших вопросов обновления парка железнодорожного транспорта. Потому что у нас электровозы очень сильно устарели. Поэтому есть уже несколько лизинговых компаний, в том числе и "ВЭБ-лизинг", которые заинтересованы в этой работе. Поэтому мы будем выбирать лучший проект, и я считаю, что в этом году этот вопрос сдвинется с мертвой точки", – заявил глава Мининфраструктуры Владимир Козак.
Но, как выяснилось, конкурс еще не объявлен, а официальное приглашение для лизингодателей поучаствовать в этих торгах будет обнародовано после 5 марта. Да и смогут ли лизингодатели действительно обеспечить железнодорожникам альтернативу – большой вопрос. Масштабы сделки впечатляют, и профинансировать такой контракт будет в состоянии далеко не каждый.
Игра на 2 миллиарда В ситуации, когда российские банки не могут согласовать условия кредита УЗ для приобретения российских локомотивов, возникает вопрос, какие вообще лизинговые компании на рынке Украины или России могли бы взяться за такой заказ. Речь идет о сумме порядка 2 млрд долл. Такие суммы согласуются на уровне государства, если это межгосударственное финансирование, и тогда нет никакого смысла в том, чтобы крупная российская лизинговая компания согласилась, например тот же "ВЭБ Лизинг" или "ВТБ Лизинг", после того, как сам Внешэкономбанк (ВЭБ) отказался предоставлять кредит. "Не думаю, что какая-то частная российская лизинговая компания сможет предоставить финансирование в такой сумме. Обычно лизинговые услуги предоставляют либо профильные компании, которые хорошо понимают все риски, связанные с рынком, зачастую эти структуры связаны с крупными банками, либо структуры, связанные с производителем техники, который заинтересован в реализации техники. Как мы уже поняли после отказа ВЭБ, в России вряд ли найдется лизинговая компания, готовая предоставлять услуги на такую большую сумму. В Украине таких крупных профильных игроков тоже нет ", – сказал Центру транспортных стратегий старший аналитик компании "Арт-Капитал" Алексей Андрейченко.
Официальное приглашение для лизингодателей поучаствовать в этих торгах будет обнародовано после 5 марта.
В украинском представительстве российской "ВТБ-Лизинг", которая является одним из крупнейших игроков на рынке лизинга вагонов в Украине, сообщили, что участие в конкурсе было бы интересным для компании, однако с учетом масштабов сделки и сотрудничества между двумя государствами решение будет приниматься в головном офисе. Получить комментарий московского "ВТБ-Лизинга" не удалось. Украинская компания "Укртранслизинг" пока воздерживается от публичных высказываний. "Укрзализныця" также пока не торопится озвучивать свою позицию.
Уравнение с неизвестным Найти необходимое финансирование в полном объеме будет практически невозможно, поэтому, если "Укрзализныце" и удастся договориться о поставках, то, по всей вероятности, заказ придется разделить. А это, в свою очередь, станет поводом для новых переговоров с российскими производителями об условиях, в частности, о цене продукции.
Впрочем, эксперты не исключают и неожиданного поворота событий, когда на конкурс с предложением может выйти менее известная компания и предложить железным дорогам определенное количество техники. Можно было бы сразу сказать, что после отказа ВЭБ, поиск лизингодателя окажется безрезультатным, если бы не одно но. "После нескольких лет без значительных закупок грузовых вагонов, таким же бесперспективным казались планы "Укрзализныци" найти компанию готовую предоставить услуги лизинга на 5 тыс. грузовых вагонов. Ведь по большому счету в экономике "Укрзализныци" за последние годы ничего не поменялось: она по прежнему субсидирует пассажирские перевозки за счет грузоперевозок и безрезультатно пытается добиться увеличения тарифов. Перспектива реформ – это вопрос двух лет в лучшем случае. Однако в прошлом году нашелся желающий предоставить "Укрзализныце" грузовые вагоны в лизинг в количестве 5050 штук на сумму 5,1 млрд грн. Это компания "Премьер-лизинг". При этом "Укртранслизингу", который был готов также предоставить услуги, было отказано в участии, а "Укррослизинг", связанный с ВТБ-Лизинг, проиграл в конкурсе", – отмечает Андрейченко.
Первая партия из этих 5 тыс. вагонов, по словам главы Мининфраструктуры, ожидается к концу текущего месяца. "Уже буквально в конце февраля мы получим около 700-800 полувагонов по программе. Всего же в этом году мы хотим приобрести около 5 тыс. полувагонов", – сказал Козак.
Однако вопрос в том, располагает ли такая компания, как "Премьер-лизинг", достаточными возможностями для проведения сделок по электровозам. Потому вопрос обновления парка тягового подвижного состава "Укрзализныци", износ которого уже достигает 94%, остается открытым. И планы железнодорожников весьма скромны. Пока что за счет собственных средств Госадминистрация планирует в текущем году приобрести 12 электровозов производства тбилисского АО "Электровозостроитель", 7 – производства ООО "Уральские локомотивы" и 2 – производства ООО "Производственная компания "Новочеркасский электровозостроительный завод".
Читайте также материал ЦТС "Укрзализныця": крупнейший контракт достался россиянам