К концу января Еврокомиссия выступит с предложением допустить перевозчиков из разных стран на транспортный рынок всего Евросоюза. Так называемый четвертый железнодорожный пакет будет вмещать три основных пункта: упрощение процедуры выдачи разрешений на допуск поездов к эксплуатации, открытие национальных пассажирских рынков и реформ управления на рынке железнодорожной инфраструктуры. Первый пункт укрепляет компетенцию Европейского Железнодорожного Агентства(ERA), третий пункт - включает щекотливый вопрос вертикального размежевания железнодорожной инфраструктуры и железнодорожных операторов.
В рамках так называемого 4-го железнодорожного пакета уже 1 января 2019 года каждый перевозчик получит право работать на рынках другого государства Евросоюза. Без каких-либо уступок и оговорок Deutsche Bahn будет в состоянии провезти пассажиров, например, из Варшавы в Краков, а Trenitalia – из Братиславы в Берлин. Как уверяют в Еврокомиссии, подобная конкуренция улучшит качество услуг и снизит цены. В равной степени важным является предложение окончательного отделения компании, руководящей сетью железнодорожных линий от оператора перевозок.
Четвертый пакет должен будет также изменить правила предоставления компаниям условий на обслуживание конкретных линий. В будущем решения будут приниматься по правилам открытого аукциона, на который доступ будут иметь все перевозчики. Выиграет тот, кто выполнив определенные условия, предложит самую низкую цену.
В соответствии с концепцией перевозчик чужой страны, который захочет выйти на рынок другой страны на территории ЕС, сможет предоставить свои услуги только на самых прибыльных направлениях, игнорируя убыточные.
Еврокомиссия пошла на радикальное решение проблемы. В соответствии с концепцией перевозчик чужой страны, который захочет выйти на рынок другой страны на территории ЕС, сможет предоставить свои услуги только на самых прибыльных направлениях, игнорируя убыточные, но для самой страны важные.
Это, кстати, вызывает огромное возмущение во Франции, где за сумму в десятки миллиардов евро построено современную сеть быстрых поездов TGV. На сегодняшний день государственный монополист SNCF зарабатывает огромные деньги на таких направлениях как Париж-Лион или Париж-Марсель. Французские власти не хотят, чтобы на построенных за деньги французских плательщиков налогов железнодорожных линиях зарабатывал хотя бы тот же Deutsche Bahn. Бои за внедрение в жизнь идеи "четвертого пакета" начнутся вначале февраля.
По материалам польских СМИ
Больше по теме читайте в материале Конец монополий: зачем Европа форсирует приватизацию железных дорог
Смотрите инфографику Жители ЕС недовольны железной дорогой