В прошедшем году корпоративный конфликт между миллиардером Виктором Нусенкисом и бывшим генеральным прокурором Украины Геннадием Васильевым взбудоражил всю Украину. Тогда кипрский суд наложил запрет на отчуждение имущества концерна "Энерго" в 92-х компаниях 14-ти стран. В конце мая 2011 года суд частично поддержала Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (ГКЦБФР), объявившая о решении на год заморозить обращение бумаг 12-ти компаний, относящихся к "Донецкстали". Это решение фактически обвалило рынок ценных бумаг, и инвесторы забили в набат. Через три месяца, в сентябре, Донецкий окружной административный суд отменил решения ГКЦБФР, и казалось, что из этой схватки Виктор Нусенкис вышел сухим, отделавшись только легким испугом. "Корпоративный конфликт исчерпан, акционеры договорились, я так думаю. И давайте не будем больше говорить об этой теме", — заявил тогда глава ГКЦБФР Дмитрий Тевелев.
Однако он ошибался. В декабре уже текущего года конфликт между предпринимателями вспыхнул снова, но уже в России. В новых обстоятельствах Васильеву придется воевать уже на территории оппонента, что изначально добавляет Нусенкису, как одному из ключевых спонсоров Российской православной церкви, больше шансов на окончательный позитивный итог. Впрочем, и сам Васильев, ввязываясь в борьбу на чужой территории, несомненно, основательно подготовился к зимней кампании.
Линия жизни Виктор Нусенкис уже более десяти лет постоянно проживает в России. СМИ говорят, что "резиденция" миллиардера находится в московском поселке Плесково, где на территории бывшего поместья графа Шереметьева бизнесмен создал религиозную общеобразовательную школу-пансион закрытого типа. Внимание Нусенкиса к церкви — это не только основанное на вере меценатство, но и долгоиграющая стратегия. Ведь далеко не каждый украинский бизнесмен вхож в близкие к Кремлю палаты Московской патриархии.
В России уроженец Донбасса успел развить бизнес международного масштаба: скупив ряд угледобывающих предприятий в Кемеровской области, Нусенкис наладил экспорт этого сырья. При этом он не побоялся вложить почти 100 млн долл. в строительство современного терминала по перевалке угля в порту Вентспилс (Латвия) — Baltic Coal Terminal. Инвестиции в Латвию менеджеры группы объясняли тем, что им попросту не дали возможности работать через Мурманск или Усть-Лугу. О возможности экспорта сырья через украинские порты даже не упоминалось. Более того, построив терминал в Латвии рассматривалась даже возможность перевалки на нем сырья с украинских активов группы.
Возобновление конфликта с Геннадием Васильевым для Виктора Нусенкиса может обернуться замораживанием инвестиционных проектов, в т.ч. по развитию угольного терминала в Вентспилсе.
В любом случае Вентспилс, похоже, пока вполне устраивает группу. В июне текущего года руководство Baltic Coal Terminal (совместного предприятия шахты “Заречная” и Вентспилского торгового порта) заявило о намерении завершить строительство и ввод в эксплуатацию второй очереди угольного терминала. После реализации проекта объем перевалки угля на Baltic Coal Terminal, который в 2011 году достиг 4,079 млн т, превысит ежегодные 10 млн т.
И терминал, и угледобывающие активы предпринимателя объединены в ООО "Угольная компания (УК) "Заречная". Ее структурными подразделениями являются: ОАО "Шахта "Алексиевская", три строящиеся шахты — Шахтоуправление "Карагайлинское", ООО "Шахта "Сибирская" и участок "Поле шахты "Кузнецкая", а также обогатительная фабрика "Спутник".
Каждая из этих шахт обладает балансовыми запасами 90–150 млн т угля различных коксующихся и энергетических марок, в частности Г, Д и Ж. Их проектные мощности позволяют ежегодно добывать не менее 5–6 млн т угля. Пока шахта "Заречная" ежегодно выдает на гора почти 4,5 млн т, шахта "Алексиевская" — около 1 млн т, "Карагайлинское" — около 60 тыс. т угля.
Таким образом, российский бизнес Виктора Нусенкиса можно коротко охарактеризовать так: добыча угля на Кузбассе и его экспорт через собственное "окно" на берегу Балтийского моря. Маршрут Кузбасс–Вентспилс фактически на сегодня является "линией жизни" российского бизнеса миллиардера.
Высадка на Кузбассе 5 декабря стало известно, что арбитражный суд Кемеровской области наложил арест на доли предпринимателя в ряде кузбасских компаний в рамках обеспечительной меры по иску Геннадия Васильева. Последний продолжает претендовать на часть бизнеса Виктора Нусенкиса. По сообщениям некоторых СМИ, речь идет о 50 процентах. Как говорится в материалах суда, в частности, арестованы доли Нусенкиса в ООО "Угольная компания "Заречная" (99,53%) и ООО "Сельскохозяйственное объединение "Заречье" (19,03%). Также сообщается, что Нусенкис участвует в капитале этих компаний через собственное ООО "Интерконсалтинг".
Кроме того, арестованы доли УК "Заречная" в ООО "Шахтоуправление Карагайлинское" (98,97%), ООО "Грамотеинские центральные электромеханические мастерские" (100%) и ООО "Георесурс" (100%).
"В настоящее время Окружной суд города Никосия на Кипре рассматривает по существу иск Васильева и его супруги Ларисы Васильевой к ООО "Интерконсалтинг", шести кипрским компаниям и пяти гражданам Кипра. Спор касается прав истцов на российские активы украино-российской группы компаний "Энерго", — уточняется в материалах суда. Суд Никосии уже запретил ответчикам "совершать любые распорядительные действия в отношении юридических лиц, входящих в группу компаний ("Энерго")", — сообщает российский "Интерфакс". Обе конфликтующие стороны для комментариев пока недоступны.
Возобновление конфликта с Геннадием Васильевым для Виктора Нусенкиса может обернуться замораживанием инвестиционных проектов, в т.ч. по развитию угольного терминала в Вентспилсе. К тому же вряд ли банковские учреждения проявят интерес к выдаче займов бизнес-группе, втянутой в корпоративный конфликт и такие громкие судебные разбирательства. В сложившейся ситуации Васильеву нечего терять, тогда как Нусенкис понесет прямые потери. Возможно, именно на это и рассчитывает автор иска. И если влияние Нусенкиса в России не преувеличивают, то новая атака бывшего генпрокурора может достичь определенного успеха.