Как вы оцениваете динамику грузопотока ИМТП в 2012 году? Насколько она соответствует тем планам, которые Вы и руководство МИУ ставили в начале года?
Производственную динамику нельзя рассматривать отдельно от общей экономики порта. Это связанные вещи и не всегда, к сожалению, рост производства сопровождается ростом прибыли. Судите сами: грузооборот порта в августе 2012 года составил 1 млн 292 тыс. тонн, что на 150 тыс. тонн больше прошлогоднего показателя. План августа портом выполнен на 113%. Всего за 8 месяцев с начала года Ильичевский порт переработал 9 млн. 380 тыс. тонн грузов и перевыполнил план грузопереработки за этот период на 598 тыс. тонн или на 6,8%. Уже сегодня, по состоянию на 26 сентября мы выполнили план порта на сентябрь.
С одной стороны ситуация нас должна радовать. Грузовладельцы начали обращаться в порт напрямую, мы постоянно привлекаем новые виды грузов. Сегодня у нас уже регулярно перерабатывается сахар-сырец, первую партию которого мы перегрузили в конце мая. Ситуация по грузоперевалке не может не радовать Министерство инфраструктуры, ведь именно для этих целей со мной и был подписан контракт. В Министерстве все понимают – порт делает всё, что может в сегодняшних условиях рынка.
В 2012 г. структура грузопотока в порту изменилась в сторону расширения доли насыпных грузов – угля и руды. Чем оправдана такая политика?
На сегодняшний день ситуация на мировом рынке привела к росту спроса на навалочные грузы, ставка на переработку и доходность которых ниже, чем по традиционным для Ильичевского порта генеральным грузам. Это, в свою очередь, приводит к росту затрат, связанных с их переработкой, и снижению прибыли порта. К примеру, в 1 полугодии текущего года чистая прибыль порта ниже плановой на 27 миллионов гривен. Нас не радуют такие показатели, однако мы вынуждены заниматься той работой, которая есть сегодня. Мы идем вслед за рынком, политику на котором сегодня диктует грузовладелец. В прошлом году наибольший рост показывала контейнерная составляющая работы портов Украины. Сегодня динамика обратная. И дело не в том, что контейнерная перевалка порта осуществляется КТИ. Переработка контейнеров в «Контейнерном терминале Ильичевск» за 6 месяцев 2012 года снизилась на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2011-го - до 105 тыс. TEU. Все контейнерные порты Украины в январе-августе 2012 года перевалили свыше 477 тыс. TEU, что на 2% ниже аналогичного периода 2011-го. Причина снова в условиях, которые диктует рынок...
Мы сможем принимать на рейдовом причале суда дедвейтом до 200 тысяч тонн.
Мы стараемся увеличить долю генеральных грузов в порту, но пока рыночные условия нам этого не позволяют. За 8 месяцев с начала года мы переработали 3 млн 642 тысячи генеральных грузов, что на 40 тысяч тонн больше прошлогоднего показателя, но этот рост незначителен. Кроме того, скорее всего, не избежать падения по металлу. Стоимость доставки металлов по железной дороге до Ильичевска снижает нашу привлекательность по сравнению с другими портами Большой Одессы.
С чем связано сокращение количества агентских и экспедиторских компаний в порту за последний год?
Это абсолютно надуманная проблема. Сегодня в Ильичевском порту работает 22 экспедиторские компании. Администрация порта проводит политику заключения прямых договоров на перевалку с грузовладельцами без участия посредников. Экспедиторов выбирает грузовладелец самостоятельно. На этот процесс мы не влияем и не можем влиять. А если говорить о грузовладельцах, то очевидно, что попытки недоброжелателей «раскачать» ситуацию в порту и формировать конфликтный имидж предприятия, могут заставить часть грузовладельцев уйти к нашим конкурентам. Уже сегодня мы знаем о переговорах, которые ведут некоторые украинские порты с нашими постоянными партнёрами. Конечно, каждый ищет, где дешевле, но не стану отрицать, что нездоровая предвыборная шумиха мешает работе предприятия и нервирует грузовладельцев и других наших партнёров.
Касательно переговоров с компанией Сargill о строительстве зернового терминала в порту: есть ли какие-либо конкретные договоренности о начале реализации проекта –согласование границ земельного участка, оформление необходимой документации и т.п.? Если нет, то какие препятствия, по Вашему мнению, мешают успешной реализации этого проекта?
На сегодняшний день нет никаких препятствий для реализации совместного проекта Ильичевского порта с компанией Сargill. Мы предложили руководству компании Сargill участвовать в концессионном конкурсе. Думаю, в середине октября мы проведём совместную встречу с участием руководства Министерства инфраструктуры и мэрии Ильичевска. В целом мы двигаемся в направлении подписания меморандума о намерениях. После этого можно будет говорить уже более предметно.
Как вы оцениваете результаты работы «Контейнерного терминала Ильичевск» и перспективы дальнейшего сотрудничества с «Национальной контейнерной компанией»? В частности, компания заявляет, что намерена получить обратно первый и второй терминалы – какое отношение у руководства порта к этим инициативам?
Наверное, не моя задача оценивать результаты работы «Контейнерного терминала Ильичевск». С точки зрения эффективности сотрудничества с КТИ, то порту это однозначно выгодно. Мне известно, что компания активно совершенствует контролирующие процедуры и привлекает новых клиентов терминала. С 30 августа Контейнерный Терминал Ильичевск предоставил клиентам новую услугу - взвешивание контейнера. Думаю, что это далеко не первая новация, которая позволит КТИ улучшить свои позиции на рынке.
Проект расширения Контейнерного терминала Ильичевск» существует согласно поручению Президента Украины от 19.10.2011р. № 1-1/2388 относительно «создания современного контейнерного терминала государственного предприятия «Ильичевский морской торговый порт» путем привлечения (без предоставления государственных гарантий) отечественных и иностранных инвестиций на основе государственно-частного партнерства». В договоре о совместной деятельности между компанией и портом, чётко приписана возможность расширения терминала на 1-й и 2-й причалы порта. Сегодня КТИ, насколько мне известно, от этих планов не отказался.
В прессе активно муссируется информация о смене собственника «КТ Ильичевск». Насколько она достоверна?
Эти слухи циркулируют давно и не имеют ничего общего с действительностью. Собственник компании КТИ – Национальная контейнерная компания, в чём Вы сами можете убедиться на их сайте.
Какая на сегодняшний день ситуация с проектом проведения дноуглубительных работ в порту? Будет ли этот проект реализован самостоятельно или только совместно с ЕБРР, когда и какая его стоимость?
Сегодня в порту начата работа по ремонтному черпанию операционной акватории первого ковша Сухого лимана. Это подготовительный этап для выполнения всего комплекса работ по дноуглублению подходного канала и операционной акватории со строительством рейдового причала №2. В результате мы сможем принимать на рейдовом причале суда дедвейтом до 200 тысяч тонн.
Эту работу мы начали самостоятельно, не дожидаясь окончания необходимых бюрократических процедур для получения кредита ЕБРР. Уже в этом году Ильичевский порт объявил тендер на привлечение кредитной линии в размере 70 миллионов гривен в эквиваленте иностранной валюты по курсу НБУ на дату раскрытия предложения.
Сами дноуглубительные работы начнутся в следующем году после окончания зимнего периода и периода нереста рыбы. По нашим планам эти работы займут весь следующий год. А в это время мы будем продолжать переговоры с ЕБРР по выделению кредита в размере 30 млн евро для реализации масштабной инвестиционной программы «Реконструкция подходного канала с увеличением глубин до 17,0 м, строительство рейдового причала № 2 с дноуглублением операционной акватории, маневровой зоны и водного подхода до 17,0 м», в которой порт планирует принять участие вместе с ЕБРР.
Реализация всего проекта позволит порту обеспечить безопасную проводку, маневрирование, швартовку и дальнейшую обработку у причалов большегрузных судов класса Сapesize грузоподъемностью свыше 100 тыс.. тонн и судов-контейнеровозов класса Post Panamax Plus вместимостью 8 000 TEU
Один из профсоюзов упрекает администрацию порта в необоснованной оптимизации численности персонала. Есть ли основания для сокращений в порту?
По состоянию на 21.08.2012 года списочная численность по порту составляет – 6 339 человек (в том числе 542 пенсионера) при грузообороте в среднем 1,2 млн тонн в месяц. Для сравнения, списочная численность работников трех крупнейших портов Украины - Одессы, Южного и Мариуполя не превышает 4 000 работающих. В июле 2012 года администрация Ильичевского порта получила результаты Аудита организационной структуры, штатного расписания и кадрового обеспечения управления порта. Анализ провели эксперты Института последипломного образования специалистов морского и речного транспорта Министерства инфраструктуры Украины. Ученые из государственного института изучили сегодняшнюю ситуацию с численностью сотрудников в порту и соотнесли их с отраслевыми нормативными документами и актами законодательства Украины.
Специалисты подчеркнули, что численность работников порта была неоправданно увеличена предыдущим руководством предприятия. С тех пор претерпели значительных изменений средства производства, техника необходимая для работы, да и сама структура принимаемых и отправляемых грузов изменилась в сторону технологизации процессов. Оптимизировать штат однозначно необходимо. Это прежде всего касается управленческого состава порта. В меньшей степени предложенные Институтом изменения коснутся производственных специальностей, особенно тех работников, квалификация и опыт которых всегда пользуются спросом на рынке труда.
На сегодняшний день для динамического развития и эффективной работы Ильичевского порта актуальна численность персонала в 4143 тысячи человек. Внедрение всех без исключения предложений ученых позволит сократить годовой фонд оплаты труда на более чем 2 млн гривен. А это в первую очередь повлечет за собой инвестиции в производство и улучшение организации работы порта.
В то же время вопрос заработной платы на предприятии - вопрос №1. Зарплаты сотрудникам порта выплачиваются вовремя и в полном объеме. За последний год заработная плата всем категориям работников повышалась дважды: на 5 % – с 1 октября 2011 года и на 10 % – с 1 января текущего года. Таким образом, на сегодня среднемесячная заработная плата по порту составила 4 646 гривен у докеров-механизаторов – 7 133 гривен.
Но есть же коллективный договор, который регламентирует эти отношения…
Со стороны администрации коллективный договор выполняется полностью и абсолютно прозрачно. Очередное рабочее совещание администрации и профсоюзных коллективов порта по вопросу выполнения коллективного договора за 7 месяцев 2012 года состоялось 13 августа.
Главный бухгалтер порта проинформировал, что в рамках коллективного договора с начала года администрация ИМТП выделила 28,5 млн гривен на выполнение социальных программ для сотрудников предприятия.
Отчитались со своей стороны и по содержанию профсоюзных организаций: предоставление помещений и автотранспорта профкомов, обеспечение связью и на другие профсоюзные потребности была направлена 581 тысяча гривен. Также 144 тысячи гривен было израсходовано на премирование, выплату материальной помощи на оздоровление, надбавки за выслугу лет освобожденным и штатным работникам профсоюзов. Отчисления 1% от фонда оплаты труда профсоюзным организациям порта составили 2,1 млн грн.
Таким образом, по итогам 7 месяцев коллективный договор выполняется в полной мере и абсолютно прозрачно. Но к сожалению представители профсоюзов проигнорировали эту встречу. Таким образом, мы открыто, говорим о том, сколько денег мы перечислили, но как они были распределены - мы не знаем. Не знают этого и сами члены профсоюза... Поэтому скорее именно профсоюзы и нарушают коллективный договор.
От чего будет зависеть стабильность порта в ближайшее время? Что повлияет на развитие порта в долгосрочной перспективе?
На стабильность порта и его развитие будут влиять две вещи. Во-первых, закон «О портах Украины», который вступит в силу в июне будущего года. Уже сейчас мы ведём серьезную аналитическую работу для максимально-эффективного использования концессионных возможностей, которые откроются перед портом. Среди наших перспективных проектов - развитие контейнерной составляющей работы предприятия. Также мы надеемся, что наиболее масштабным станет проект создания дополнительных мощностей для зерногрузов и пищевых масел, что обеспечит порту дополнительные 14-15 млн тонн пропускной способности. Оба вида грузопотока входят в разряд профильных для предприятия, обеспечивая, в совокупности, порядка 15% его объемов.
Во-вторых, нельзя отрицать тот факт, что согласие в регионах портового присутствия будет одним из факторов влияния на развитие портов. Нам необходимо больше общественного диалога. Как на национальном уровне, так и на уровне городских громад. Ведь портовая реформа затронет весь уклад жизни людей, связанных с портами. К примеру, в Ильичевске, я могу точно сказать, что мы намерены вести регулярный диалог с заинтересованными представителями общественности и городской власти, чтобы от перехода на «новые рельсы» выиграл и порт, и город, и портовики, и государство.