Этим летом на улицах Киева можно будет увидеть толпы японских туристов. Они прилетят 12 чартерами. Это стало возможно после подписания соглашения между "АэроСвит" и японским туроператором Japan Air Travel Marketing. Рейсы запланированы на июль-октябрь текущего года. Программу чартерных перевозок "АэроСвит" планировал осуществить еще летом 2011 года. Однако землетрясения и цунами, которые впоследствии привели к катастрофе на атомной электростанции "Фукусима-1", не позволили воплотить в жизнь эти замыслы.

В частности, программа предусматривает перелеты из Киева в Токио, Фукуоку, Кумамото, Кагосиму, Оиту, Нагасаки и Миядзаки, начиная с 27 июля. Причем рейсы не будут чартерными в традиционном понимании. Перевозчик намерен осуществлять продажу билетов на них через глобальные системы бронирования. "Этот чартерный рейс может публиковаться в системах бронирования, то есть с точки зрения возможности продажи  очень похож на регулярный рейс. Таким образом, японская сторона, не ломая своих внутренних норм и правил, смогла найти для нас приемлемый вариант", - отмечает начальник департамента внешнеэкономических связей "АэроСвита" Максим Волошин.

Потенциальный пассажиропоток на линии Киев-Токио составит 15-20 тыс. человек в год

Стоимость перелета в обе стороны превысит 1 тыс. долларов, однако окончательно еще не определена. При этом компания будет обеспечивать перевозку туристов не только на киевском направлении, но и транзитом в другие пункты назначения. "Перевозка туристов не будет ограничиваться только киевским направлением. Предполагается перевозка по сети маршрутов авиакомпании "АэроСвит" далее по Украине и в Центральную и Юго-Восточную Европу. Очень большие группы из Японии будут доставляться в Стамбул", - сообщил директор по чартерным перевозкам "АэроСвита" Евгений Хайнацкий.

При этом представители компании отмечают, что данная программа - лишь первый шаг на пути к регулярному сообщению с Японией. Но сегодня интенсивность движения в воздушном пространстве Страны восходящего солнца высока, а токийские аэропорты всегда входили в десятку самых загруженных воздушных ворот мира. Поэтому авиационные власти неохотно рассматривают предложения новых перевозчиков. Тем более, в случае с Украиной необходимо подписание соответствующего межправительственного соглашения.

Но в "АэроСвите" настроены оптимистично и полагают, что чартерная программа станет стимулом для переговоров между властями двух государств. "Официальная позиция японской стороны: начните выполнять чартерную программу, покажите ее успешность, и параллельно мы сможем говорить о проведении межправительственных переговоров", - отмечает Волошин.

Но кто же воспользуется регулярными рейсами, если межправительственное соглашение все же будет подписано? Компания оценивает возможный пассажиропоток на линии Киев-Токио в 15-20 тыс. человек в год, то есть один-два рейса в неделю. Потенциальными пассажирами "АэроСвит" называет туристов и бизнесменов. С учетом того, что доля Японии в экспортно-импортном товарообороте Украины по итогам 9 месяцев 2011 года составила 0,88%, количество предпринимателей, летающих между двумя странами, по всей вероятности, будет незначительным.

Что же касается путешественников, то Украина со слабо развитой туристической инфраструктурой вряд ли привлечет японцев. А поток с нашей стороны, скорее всего, тоже будет небольшим, поскольку поездки в Страну восходящего солнца - удовольствие не из дешевых: операторы предлагают путевки в среднем по цене 2,5 тыс. долларов без учета стоимости перелета.

То есть преобладать на регулярных рейсах, скорее всего, будут транзитные пассажиры, которых "АэроСвит" сможет доставлять по своей маршрутной сети с пересадкой в Киеве в другие города Украины, европейские аэропорты и некоторые страны Ближнего Востока. Однако здесь перевозчику придется выдержать серьезную конкуренцию с зарубежными оппонентами, которые имеют отработанные годами маршруты и устойчивые потоки. Например, перелеты между Москвой и Токио выполняет российский "Аэрофлот".

На европейских направлениях украинскому перевозчику предстоит побороться с такими гигантами, как Lufthansa, British Airways, Air France. Для того чтобы найти себе место под солнцем, "АэроСвиту" придется в начале предлагать тарифы, привлекательные для пассажиров, но невыгодные самой компании. И если учесть непростое финансовое положение "АэроСвита" с задолженностью государства по возврату НДС, которая по состоянию на конец января составляла 138 млн грн, а также другие факторы, то можно с уверенностью сказать, что освоение японского рынка не будет легким. А насколько успешным - покажет время.