2011 год выдался непростым для Ильичевского морского торгового порта. В этот период предприятие утратило часть грузопотоков, которые из-за управленческих ошибок предыдущего руководства перешли к частным компаниям. Кроме того, жесткое тарифное регулирование не позволяло ИМТП оперативно реагировать на ситуацию на рынке и предлагать клиентам более привлекательные условия. О том, как будут работать и развиваться одна из крупнейших морских гаваней страны в таких непростых условиях, Центру транспортных стратегий рассказал начальник Ильичевского порта Александр Григорашенко. 

Как Вы оцениваете новую редакцию проекта закона о морских портах? Каковы ее преимущества и недостатки?

Закон о портах необходим даже в том формате, в котором он есть. Пускай он станет скелетом для окончательной редакции, начнет действовать, а затем его можно будет дорабатывать. Этот документ позволит привлечь в отрасль инвестиции и даст ей возможность развиваться. Нужно учесть, что сегодня из 18 портов ни один не получает из бюджета ни копейки, однако взамен дают бюджету немалые средства и обеспечивают 45 тыс. рабочих мест.

С какими результатами порт завершил 2011 год?

Я принял в управление порт в критическом состоянии. Показатели работы за 2010 год и первую половину 2011-го демонстрировали отрицательную динамику. Но благодаря четким и слаженным действиям, нам удалось справиться с этой ситуацией и начать восстановление утраченных потоков. Мы инициировали пересмотр финансового плана на 2011 год, и после согласования с министерствами инфраструктуры, финансов и экономического развития он получил одобрение Кабинета министров Украины. По итогам прошлого года грузооборот порта составил 13,53 млн тонн, контейнерооборот - 260 тыс. TEU. За указанный период мы получили чистую прибыль в размере 154,2 млн грн и чистый доход в объеме 1,065 млрд грн. При этом предприятие перечислило в бюджет 256,7 млн грн и вложило в собственное развитие 105,7 млн грн.

Какие показатели закладываются в финансовый план на 2012 год?

В настоящее время на согласовании в Минэкономразвития и Минфине находится финансовый план предприятия на 2012 год. Проект документа предусматривает грузоперевалку в объеме 14,5 млн тонн, в том числе и контейнеров в объеме 264,6 тыс. TEU. Чистая прибыль составит 182 млн грн, чистый доход - 1,108 млрд грн. Финплан также предполагает 240 млн грн отчислений в бюджет и 646,8 млн грн капитальных инвестиций.

В какие проекты Вы будете вкладывать эти средства?

Из 646,8 млн грн 315 млн - это собственные средства порта, а 331,3 млн грн - заемные, в том числе и 160 млн грн - деньги Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Мы планируем приобрести четыре крана-манипулятора и три мобильных крана грузоподъемностью 75 тонн для генеральных и навалочных грузов, а также шесть ковшевых погрузчиков и другое оборудование. Помимо этого мы намерены закупить новый дизель-генератор для плавучего крана "Богатырь" грузоподъемностью 300 тонн.

Финплан порта предполагает 646,8 млн грн капитальных инвестиций в этом году

В марте текущего года будет завершен монтаж и введен в эксплуатацию новый причальный контейнерный перегружатель. Кроме того, мы приступим к модернизации уже действующего с увеличением вылета консоли и общей грузоподъемности, что позволит обрабатывать у причалов современные контейнеровозы вместимостью  8 тыс. TEU.

Помимо этого, в текущем году порт планирует модернизировать третью пару портальных кранов и провести комплексные мероприятия по обновлению систем энергетики и связи.

И, конечно же, значительные средства будут направлены на увеличение глубины подходного канала до 17 м для приема крупнотоннажного флота.

Многие участники рынка прогнозируют, что 2012 год будет непростым. По каким видам грузов Вы ожидаете падения? За счет чего порт сможет его компенсировать?

Мы ожидаем падения, в первую очередь, по зерновым и металлу. Экспорт зерна зависит от природных факторов, и прогнозы маркетологов на текущий год не внушают оптимизма.  А стоимость доставки металлов по железной дороге до Ильичевска снижает нашу привлекательность по сравнению с другими портами.

Основной рост грузооборота мы связываем с рынком контейнерных перевозок и навалочными грузами - железорудным концентратом, чугуном, окатышами и серой.

Значение черноморского рынка паромных и ро-ро перевозок растет. В прошлом году мы открыли новую автомобильную паромную линию между Ильичевском и Стамбулом. В связи с этим мы планируем увеличить складские площади на паромном комплексе для магистрального транспорта, автомашин и контейнеров.

Почему было принято решение о возобновлении совместной деятельности с ЧП "Укртрансконтейнер"?

Это решение базируется на выводах независимой экспертизы, которые послужили основанием для подачи 15 декабря прошлого года "Укртрансконтейнером" заявления о пересмотре решения Хозяйственного суда Одесской области от 12 мая 2009 года в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. В результате предыдущее решение о расторжении договора о совместной деятельности было отменено.

На каких условиях эта компания будет работать с ИМТП?

С учетом негативных последствий для порта и трудового коллектива, которые повлекло за собой расторжение договора, а также принимая во внимание выводы независимой экспертизы, хозяйственный суд Одесской области своим решением от 28 декабря предыдущего года восстановил действие договора о совместной деятельности в полном объеме. В настоящее время действует комиссия из представителей порта и частной компании, разработан план мероприятий по возобновлению сотрудничества, переводу работников в "Укртрансконтейнер", проведению инвентаризации складских площадок и перегрузочного оборудования, переоформлению договоров с судоходными линиями и клиентами.

С 16 февраля инвестор возобновит свою деятельность. Операции с контейнерами будут выполняться на едином терминале с выполнением полного комплекса работ по их перевалке, обработке, хранению и выпуску. Причем перевалку контейнеров будет осуществлять "Укртрансконтейнер", а выпускать контейнеры будет сам порт.

Согласно условиям договора о совместной деятельности и перспективным планам порта по привлечению дополнительных грузопотоков и инвестиций, планируется провести реконструкцию причалов с тыловыми площадями в несколько этапов. Первый этап этого договора уже выполнен. Договором предусмотрено реализовать на втором и третьем этапах реализовать программу «4М», реализация которой предполагает инвестиции в причалы №№7, 8 и 9.

То есть ЕБРР не будет участвовать в реконструкции причалов №№7, 8 и 9?

В ближайшее время мы планируем отменить результаты тендеров, которые проводились в рамках сотрудничества с ЕБРР по проекту "Развитие инфраструктуры Ильичевского морского торгового порта" с реконструкцией причалов №№7, 8, 9. Принимая во внимание намерения "Укртрансконтейнера" по использованию этих сооружений, мы провели переговоры с представителями банка и представили на их рассмотрение предложения по реструктуризации кредитного соглашения.

В частности, мы предлагаем ЕБРР участвовать в реализации проекта "Реконструкция подходного канала с увеличением глубин до 17 м, строительство рейдового причала №2 с углублением операционной акватории, маневровой зоны и водного подхода до 17 м". Реализация этого проекта портом очень много значит для его дальнейшего развития – это позволит привлечь инвестиции для строительства новых глубоководных терминалов и развития существующего терминала по перевалке серы.

После всестороннего и конструктивного обсуждения мы достигли договоренности: специалисты банка проанализируют этот вопрос, и в ближайшее время он будет вынесен на рассмотрение совета директоров ЕБРР.

По какому проекту будет проводиться реконструкция причалов №№7, 8 и 9?

Будет доработан уже существующий проект. Сегодня на основании предложения создать крупнейший терминал "Укртрансконтейнера" создать единый терминал на причалах №№1-9 мы корректируем план развития порта, который нам нужно представить Мининфраструктуры до 6 февраля.

Как будут развиваться причалы №№11, 12, 13 и 14?

Причалы №№11-14 в перспективе нужно будет ориентировать на перевалку зерновых грузов.

Сколько средств потребуется привлечь у ЕБРР под увеличение глубин?

Сегодня, если говорить об акватории порта, то ей необходима глубина 17 м, чтобы быть конкурентоспособной. И чтобы получить такую глубину, нам необходимы значительные средства. Говорить о конкретных параметрах проекта мы сможем говорить после получения технической документации. Поэтому ЕБРР на основании этого предложения уже решит, сколько средств он сможет на это выделить. В настоящее время есть схема развития порта, согласно которой на его территории будут расположены терминалы частных стивидорных компаний. Государство разрешает развивать стивидорный бизнес, но оставляет за собой акваторию, поскольку это границы, сборы и безопасность судоходства. Я предлагаю банку участвовать в создании акватории, куда, естественно, необходимы вложения, но, разумеется, потом они принесут свои дивиденды.

Довідка

Александр Григорашенко родился 5 февраля 1960 года в с. Десантное Килийского района Одесской области. Окончил Одесский институт инженеров морского флота по специальности "эксплуатация водного транспорта, инженер по организации и управлению морским транспортом".

2000 - 2001 - и.о. начальника грузового района порта "Южный".
2001-2001 - главный диспетчер главной диспетчерской морского торгового порта "Южный".
2001 - 2002 - заместитель начальника порта по маркетингу.
2002 - 2005 - первый заместитель начальника морского торгового порта "Южный".
2005 - 2006 - генеральный директор ГО "Укрморпорт".
2006 - 2009 - председатель ликвидационной комиссии ГО "Укрморпорт".

С декабря 2011 года - на посту начальника Ильичевского МТП.