Новый год для украинских авиакомпаний начнется в сложной и противоречивой для мировой авиаиндустрии ситуации. Ведь, с одной стороны, они должны будут приготовиться к финансовой нестабильности, определиться с возможными источниками дополнительной прибыли и оптимизировать расходы. С другой - им ни в коем случае нельзя останавливаться в развитии, снижать темпы роста и ошибаться при планировании будущих размеров и структуры флота. Ведь подписание договора об "открытом небе", может произойти в недалекой перспективе и заставит их конкурировать в условиях глобального рынка.
Пока, похоже, отечественным перевозчикам идут на пользу созданные для них "тепличные" условия - так многие называют действующую систему жесткого государственного регулирования доступа на рынок. Имеющиеся у ЦТС предварительные статистические данные об итогах отрасли за 2011 год говорят о том, что Украина сейчас демонстрирует один из самых высоких темпов развития авиаотрасли в мире. Прирост по пассажиропотоку, как ожидается, составит 22,8%. При том что, по данным IATA, даже самые быстрорастущие рынки (ими сегодня можно считать такие страны, как Бразилия, Китай, Индия) демонстрируют темпы роста не более 10-16%. У нас же население начинает все активнее летать за границу, за счет чего в основном и растет пассажиропоток - в сегменте регулярных международных перевозок темпы роста превысят 40%. Если говорить об абсолютных цифрах, то речь идет о пассажиропотоке в объеме 11,6 млн человек, из которых 7 млн перевезено украинскими авиакомпаниями (данные за 11 месяцев - как ожидается, к концу года это будет примерно 12,4 и 7,5 млн соответственно).
В тепличных условиях Вклад каждого из операторов в этот результат еще неизвестен - компании будут подбивать итоги уже в январе. Но, как говорится в кратком предварительном отчете Мининфраструктуры, 90% перевозок осуществили два перевозчика, "Аэросвит" и "Международные авиалинии Украины" (речь идет лишь о пассажиропотоке компаний-резидентов). Их производственные результаты выше, чем в среднем по отрасли - по данным пресс-служб, "Аэросвит" ожидает роста пассажиропотока на уровне 55%, "МАУ" - 28-30%. В своих прогнозах на будущий год лидеры рынка осторожны, хоть оптимизм и преобладает. "Прогноз IATA на 2012 год мы, безусловно, разделяем, поскольку он основывается на общемировых экономических тенденциях. Но наш рынок - развивающийся, он работает по законам и механизмам, отличным от глобальных. Поэтому мы ожидаем роста доходов и пассажиропотока, в частности, в связи с проведением в Украине Евро-2012", - говорит гендиректор "МАУ" Юрий Мирошников.
90% перевозок осуществили два перевозчика, "Аэросвит" и "Международные авиалинии Украины"
В "Аэросвите" затруднились оценить вероятность кризиса в индустрии авиаперевозок: по словам помощника генерального директора "Аэросвита" по связям с общественностью Сергея Куцего, динамика отрасли будет во многом зависеть от действий регуляторов. Он считает, что во время прошлой кризисной волны максимальный урон перевозчикам нанесло не только падение спроса, но и рост контролируемых Мининфраструктуры тарифов - на аэропортовые услуги и аэронавигацию.
Тем не менее, в "Украинской авиационной группе" (куда, помимо "Аэросвита", входят также компании "Днеправиа" и "Донбассаэро") не намерены отказываться от планов по развитию флота. "До конца 2012 года мы рассчитываем пополнить парк "Днеправиа" семью самолетами Embraer 190. "АэроСвит" планирует еще до начала Евро-2012 ввести в эксплуатацию два новых Boeing 737-800", - рассказывает Сергей Куцый. По его словам, остальные поставки новой техники, согласно заключенным контрактам, запланированы на 2013-2016 годы. Речь идет еще о трех Embraer 190, пяти Boeing 737-800 и четырех Boeing 737-900ER. В "МАУ" пока осторожны насчет новых приобретений. "Мы выбрали для себя консервативную модель развития в 2012 году. Планируем ограничиться минимально необходимым расширением флота в летний период более интенсивных перевозок на период чемпионата Евро-2012. Целесообразность возобновления программы обновления флота будет рассматриваться в зависимости от глобальных экономических тенденций, степени глубины и ожидаемых сроков рецессии", - говорит Юрий Мирошников.
Финансы поют романсы Такая сдержанность на фоне внушительных видимых успехов операторов объясняется, скорее всего, тем, что финансовыми достижениями этот успех пока подкреплен слабо. Руководитель "МАУ" подтвердил, что компания закончит год с убытками, вероятно, то же ждет и "Аэросвит" (2010 год компания закончила с убытком в 442,4 млн грн., и предпосылок для преломления ситуации пока не видно). "Я разделяю ожидания перевозчиков по поводу того, что пассажиропотоки в следующем году должны возрасти. Но не уверен, что это приведет к повышению доходов компаний, большинство рейсов будут по-прежнему убыточны, а новые маршруты - заведомо нерентабельны. Авиакомпании идут на многое, чтоб завоевать пассажиров, но платежеспособность последних все еще остается на очень низком уровне", - говорит гендиректор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук. Впрочем, некоторые сигналы указывают на то, что в следующем году компании все же намерены сконцентрироваться на сокращении убытков. Этому может поспособствовать объединение сетей компаний "МАУ" и "Аэросвит" на ряде маршрутов. "Думаю, это была вынужденная мера, поскольку размер убытков компаний из-за конкурентной войны перешел все возможные пределы", - так видит эту ситуацию Владимир Каменчук.
Остается лишь загадкой, позволит ли экономическая ситуация ужесточать тарифную политику или идти на уступки в сервисе и качестве услуг не в ущерб завоеванной доле пассажиропотока. Хоть конкуренция в пределах украинского рынка уже фактически сведена на нет, сбрасывать со счетов все более активных в нашем направлении соседей было бы очень недальновидно.
Экспертные прогнозы насчет глобального рынка авиаперевозок на будущий год неутешительны. В начале декабря Международная ассоциация воздушного транспорта IATA опубликовала свой уточненный прогноз о доходах авиационной отрасли на 2012 год. Экономисты организации полагают, что суммарная прибыль в отрасли упадет до 3,5 млрд долларов, составив 0,6% от доходов. Предыдущий прогноз предполагал получение 4,9 млрд долларов, при том что прогноз по доходам авиакомпаний на 2011 год IATA оставила без изменений: ожидается, что отрасль заработает 6,9 млрд долларов при рентабельности 1,2%. В основе негативных ожиданий экспертов - экономический кризис в Европе, на предсказании которого базируются последние отчеты ОЭСР. В случае наименее благоприятного сценария, если затруднения в Еврозоне перерастут в полномасштабный банковский кризис и рецессию в экономике, IATA допускает корректировку своего прогноза в худшую сторону. Наибольшую опасность для прибылей авиакомпаний в следующем году представляет финансовая нестабильность. Если правительства Еврозоны не смогут решить проблему суверенного долга, это может привести к убыткам для отрасли на сумму свыше 8 млрд - максимальному спаду с 2008 года", - прокомментировал новые данные глава IATA Тони Тайлер. Он также добавил, что почти наверняка убытков стоит ожидать в случае замедления роста глобального ВВП - так уж исторически сложилось, что доходы авиабизнеса уходят в минус, как только темпы роста ВВП падают ниже 2%, сейчас же прогнозы по мировому ВВП находятся на критической отметке в 2,1%.
Удивительно, но столь пессимистичные ожидания не сказались ощутимо на стратегиях авиакомпаний, по крайней мере, такое впечатление складывается исходя из их активности на авиасалонах. Уже в начале декабря Airbus объявил о том, что планирует закончить год с рекордным объемом заказов (за 11 месяцев - 1378 заказанных единиц). Boeing имеет гораздо меньше новых контрактов - 527, зато корпорации удалось почти на исходе года заключить самую масштабную сделку в своей истории. 13 декабря был подписан договор о поставке 208 самолетов (большинство из них - новые Boeing 737 MAX) на сумму 19 млрд долларов с американской низкобюджетной авиакомпанией Southwest Airlines. Интересно, что таким образом компания побила собственный рекорд, поставленный совсем незадолго до этого: в ноябре во время авиасалона Dubai Air Show корпорация договорилась о поставке арабской Emirates 50 единиц Boeing 777 на сумму 18 млрд. Такая активность авиакомпаний в преддверии новой волны экономического кризиса вряд ли говорит о недостаточной прозорливости или неосторожности. Сложность авиабизнеса заключается в том, что предвидеть спады или всплески спроса стоит далеко наперед, ведь в нужный момент под рукой может просто не оказаться необходимого количества самолетов.