Реформой "Укрзализныци" озаботились даже в Украинском хельсинском союзе по правам человека. Правозащитники обратились к руководству государства и АМКУ по поводу значительного сокращения маршрутов пассажирских поездов и требуют пересмотра этого решения. В своем обращении авторы отмечают, что развитие транспортной инфраструктуры должно учитывать реальный уровень доходов населения и бедности в стране. "Достаточно странным выглядит, когда переезд в Киев и обратно стоит больше половины минимальной зарплаты", - поясняется в сообщении.

Однако даже нынешний уровень стоимости железнодорожных билетов не покрывает затрат госмонополиста. Проблема перекрестного субсидирования остается актуальной не только для транспортной отрасли Украины. Ведь по такому же принципу работают, к примеру, предприятия топливно-энергетического комплекса, поставляя продукцию по самым высоким тарифам промышленным потребителям и удерживая ставки для населения на низком уровне. А потому долгое время железнодорожному монополисту приходится сохранять дешевые билеты, покрывая расходы за счет прибыльных грузовых перевозок. По оценкам генерального директора "Укрзализныци" Владимира Козака, потери Госадминистрации от транспортировки пассажиров в текущем году составят 6,1 млрд грн. "На эти средства мы могли бы практически полностью за несколько лет обновить весь пассажирский парк", - посетовал он. Задолженность областных государственных администраций за пригородное сообщение, по его словам, составляет 370 млн грн. А по итогам года эта цифра достигнет 450 миллионов. При этом глава ведомства не уточняет, насколько может вырасти стоимость проезда в следующем году, если предложения железных дорог одобрит правительство, отметив лишь, что в России она выше, чем в Украине в 6,1 раза, а в Беларуси - в 2 раза. По его словам, необходимо разработать новый механизм ценообразования.

Методика повышения Как сообщила Центру транспортных стратегий руководитель пресс-службы "Укрзализныци" Елена Лизунова, Госадминистрация будет формировать методику, позволяющую перевозчику выйти на нулевой уровень рентабельности. В настоящее время доходы от пассажирских перевозок, по оценкам специалистов, покрывают затраты примерно на треть. А значит, для выхода "в ноль" необходимо повысить уровень тарифов приблизительно в три раза.

И вряд ли власть пойдет на такой непопулярный шаг, как трехкратное повышение стоимости пассажирских перевозок в преддверии парламентских выборов. Тем более, как удалось выяснить Центру транспортных стратегий, методика ценообразования будет разрабатываться на базе недавно предложенной новой классификации поездов. То есть билет на поезд класса "Интер Сити +" с маршрутной скоростью 90 км/ч и более при допустимой скорости до 200 км/ч будет стоить дороже, чем на более привычный ночной скорый или ночной пассажирский. Например, плата за проезд в новых Hyundai еще окончательно не определена, но, по некоторым данным, она может достигнуть 800 грн. И это при том, что сейчас состояние железнодорожных путей не позволяет поездам развивать скорость свыше 160 км в час.

Для выхода "в ноль" необходимо повысить уровень тарифов приблизительно в три раза. Но реализовать такой подход в ближайшее время вряд ли удастся, так как скоростные электропоезда начнут поступать в Украину лишь в следующем году, а сама разработка методики потребует немало времени. Тем более, постановление правительства №1106 от 26 октября предусматривает ликвидацию безубыточности в пассажирском секторе лишь на третьем этапе реформирования отрасли - в 2016-2019 годах.

Рейс Киев-Донецк приносит "Укрзализныце" 142 тысячи гривен убытков 

Отметим, что "Укрзализныця" уже предприняла одну попытку изменить ситуацию в текущем году. В конце ноября Госадминистрация распространила сообщение, в котором намекнула, что намерена отказаться от практики введения дополнительных поездов в праздничные периоды, которые сопровождаются ажиотажным спросом на билеты. Количество таких составов порой превышало 50. Но в канун Нового года железнодорожники заявили, что загрузка этих поездов не превышает 50%, поскольку места в них заполнены в одном направлении, тогда как на обратном пути вагоны остаются пустыми. При этом перевозчик несет огромные эксплуатационные зарплаты, которые ему никто не компенсирует. По данным ведомства, один рейс Киев-Ужгород приносит ему 89,5 тыс. грн. убытка, Киев-Симферополь - 82 тыс. грн., Киев-Донецк - 142 тыс. грн. "Подвижной состав железных дорог Украины сегодня изношен на 86%, и в этом году в связи с невозможностью дальнейшей эксплуатации подлежат списанию 202 вагона, входившие в состав поездов преимущественно ночного следования, а также 11 пассажирских локомотивов ", - сказано в сообщении.

С оглядкой на Кабмин Эксперты полагают, что рано или поздно "Укрзализныце" пришлось бы делать подобные шаги. "Каждый раз железной дороге приходилось в пиковые периоды поднимать из резерва до 1,3 тыс. пассажирских вагонов, что, в свою очередь, было сопряжено с немалыми затратами. Кроме того, "Укрзализныця" испытывала нехватку тягового подвижного состава и была вынуждена задействовать грузовые локомотивы для пассажирских поездов", - прокомментировал Центру транспортных стратегий инициативу "Укрзализныци" глава аналитической группы консорциума "Менеджмент консалтинг груп" Дмитрий Подтуркин.

Словом, необходимость в решении проблемы назрела давно. Вопрос лишь в том, какими методами ее решить. Ведь "Укрзализныця" по большому счету не предложила пассажирам никакой альтернативы дополнительным поездам, рекомендуя пользоваться либо уже действующими, либо другими видами транспорта.

Но тут вмешалось правительство. Ведь такие действия действительно негативно влияют на имидж власти в преддверии парламентских выборов. Уже в начале декабря премьер-министр Николай Азаров потребовал обеспечить дополнительные поезда на новогодние и рождественские праздники. Он предложил организовать график движения поездов таким образом, чтобы максимально удовлетворить реальную потребность пассажиров в перевозках. Такие изменения в график движения должны вноситься в зависимости от времени суток, дня недели, праздничных дней, ожидаемого пассажиропотока на конкретный период на соответствующее направление.

Глава правительства потребовал постоянного мониторинга ситуации, чтобы оперативно вносить соответствующие коррективы, учитывая изменения в спросе пассажиров. Ситуаций, когда на одном направлении курсируют полупустые поезда, а на другом люди не могут уехать, не должно быть, считает премьер.

"Укрзализныце" пришлось вернуться к прежней практике. 5 декабря перевозчик объявил о введении 20 дополнительных поездов на популярных в новогодний и рождественский период направлениях. Поэтому в ближайшее время Госадминистрации вряд ли удастся кардинально изменить ситуацию в пассажирском секторе. Впрочем, не исключено, что власти все же одобрят незначительное повышение цен на билеты, которое практически не почувствуют ни население, ни сама "Укрзализныця".