Европейский банк реконструкции и развития, несмотря на сложную военно-политическую и экономическую ситуацию в нашей стране, не прекратил здесь свою работу и продолжает финансирование проектов в различных отраслях, в том числе и в транспорте. Только в этом году ЕБРР планирует подписать соглашения на реализацию новых проектов стоимостью около 1 млрд евро. О том, кто намерен активно привлекать финансирование и развивать инфраструктуру в нашей стране в столь непростое время, рассказывает старший банкир ЕБРР Марк Магалецкий.

Как отразилась на политике ЕБРР сложившаяся в стране ситуация? Будет ли банк сокращать свою деятельность?

Мы корректируем свою работу в соответствии с сегодняшними реалиями. С точки зрения политики, есть однозначная поддержка нашей работы в Украине со стороны как руководства, так и акционеров банка. Задача стоит — делать максимально возможное. В этом году мы планируем подписать соглашения на реализацию новых проектов стоимостью около 1 млрд евро. Здесь важно понимать, что одного нашего желания и труда недостаточно, так как проекты реализовываются нашими клиентами. Поэтому требуется желание наших партнеров инвестировать в данных экономических условиях. И, естественно, каждый из них, в зависимости от отрасли и персоналий, по-разному реагирует на сложившиеся обстоятельства. Кто-то вынужден сворачивать свои программы, кто-то пересматривает их в части сроков, кто-то продолжает работать в прежнем режиме. Поэтому мы подстраиваемся под возможности тех, кто реализовывает проекты. В данном случае проект зернового терминала "Бруклин-Киев" очень показателен, Стивидор не менял своих планов, продолжает работать, и мы надеемся, что с нашей помощью замысел успешно воплотится в жизнь.

Как в таком случае быть с клиентом, который попал в затруднительное положение, как, например, Донецкая железная дорога?

Здесь следует отметить, что мы работаем не только с железной дорогой, но и с самой "Укрзализныцей". То есть ответственность за кредит несет Госадминистрация. Исполнителем является Донецкая железная дорога, и они свои обязательства выполняют. Но здесь, еще раз подчеркну: Донецкая железная дорога функционирует как неотъемлемая часть "Укрзализныци". Поэтому мы продолжаем работу, хотя с точки зрения безопасности ситуация остается очень тяжелой. В то же время мы видим, что железные дороги являются единственным стабильным видом сообщения между Донецком, Луганском и остальной Украиной.

Как идет работа с "Укравтодором"?

С "Укравтодором" мы ускоряемся и расширяем наше сотрудничество. В апреле мы подписали второй транш проекта по реабилитации подходов к Киеву на сумму 200 млн евро. Сейчас идет активная работа по реконструкции участка Киев — Белая Церковь, и в ближайшее время будут объявлены тендеры по дорогам Киев — Чернигов и Киев — Черкассы.

В ближайшее время будут объявлены тендеры по дорогам Киев — Чернигов и Киев — Черкассы.

Какие проекты, которые готовились еще до начала событий на Майдане, заморожены? Какие из них реализовываются?

Я бы не сказал, что мы что-либо замораживали. Но наши партнеры, как я уже отмечал, корректируют свои планы. Кто-то, с кем мы активно работали в прошлом году, отложил планы по инвестированию, кто-то продолжает работу. Безусловно, ситуация влияет на нас, но мы не прекращаем свою деятельность в Украине. В качестве примеров можно привести "Укрзализныцю", когда ранее был период неопределенности и некоторого бездействия со стороны властей в части корпоратизации Госадминистрации и трансформации сектора. Сейчас новое правительство приняло ключевое решение о создании акционерного общества, и это дало новый импульс и перевело реформирование на новый уровень. Это соответствует тем договоренностям и обязательствам, которые брали на себя Кабинет министров. Поэтому перемены в лучшую сторону есть, мы надеемся, что это простимулирует подготовку и реализацию новых проектов с железными дорогами.

Какие портовые проекты готовятся к подписанию в ближайшее время?

Мы пока не можем афишировать имена клиентов. Сейчас есть достаточно хорошая конъюнктура рынка и спрос на терминалы по перевалке агропродукции. И разрабатывается целый ряд проектов в разных портах по строительству вот таких комплексов. Мы надеемся, что в ближайшее время сможем завершить подготовку и начать реализацию проектов, подобных "Бруклин-Киев". Имена мы сможем называть по мере того, как подготовка будет подходить к определенной стадии.

В других отраслях ситуация сложнее. Металлургия находится в состоянии стагнации, в результате чего появились избыточные мощности. Перевалка контейнеров также не демонстрирует положительной динамики. А рынок продукции агропромышленного комплекса рынок растет, и в Украине он считается одним из самых перспективных. И есть инвесторы, которые готовы создавать мощности для перевалки зерновых.

Что следует сделать частному стивидору, чтобы получить кредит от ЕБРР?

Назовем несколько критериев. Во-первых, стивидор должен продемонстрировать свою состоятельность и способность работать на рынке перевалки грузов, а также умение реализовывать новые инвестпроекты. То есть речь идет о профессиональном уровне компании и ее послужном списке. Во-вторых, нужно иметь подтвержденный грузопоток под новые мощности. Поэтому наиболее успешными будут проекты, которые предполагают тесную взаимосвязь между грузоотправителями и стивидорами.

Видите ли Вы перспективы развития речных перевозок в Украине?

Сейчас бизнес заново открывает для себя возможности речных перевозок. "Нибулон" стал в этом плане пионером. Но мы видим, что и другие компании начинают присматриваться к речной логистике и, возможно, в будущем мы увидим новые проекты в этой сфере.

Расскажите подробнее о сотрудничестве ЕБРР с "Бруклин-Киев".

К сожалению, я не могу разглашать все детали и скажу лишь, что кредит предоставлен сроком на семь лет со льготным периодом на полтора года.

Читайте также Интервью с гендиректором "Бруклин-Киев": При громких словах со стороны государства, на самом деле, ничего не делается

Как влияет проведение портовой реформы на решение ЕБРР работать с портами?

Принятие закона "О морских портах" дало толчок для реформирования отрасли. Но я бы не сказал, что этот путь уже пройден. Мы надеемся, государство и бизнес сделают еще ряд шагов в направлении либерализации сектора – максимального снятия ограничений для частных инвестиций в инфраструктуру. Это, в частности, касается приобретения портовых активов и земельных участков. Там есть еще определенные препятствия, но это является одним из ключевых факторов для принятия решения. Инвестор, который вкладывает деньги, должен быть уверен в том, что у него есть для этого прочное юридическое основание и возможности для маневра. Работа в этом направлении ведется.

То есть следует практиковать такой способ привлечения инвестиций, как приватизация?

Приватизация является предпочтительным вариантом. В конце концов, портовая отрасль в Украине является высококонкурентной. Я бы лишний раз подумал насчет приватизации монополии. А здесь игроки борются за грузы, и передача определенных категорий портовых активов в частные руки пошла бы сектору на пользу. Но есть разные мнения, и в рамках разных украинских портов и разных активов можно рассматривать разные механизмы.

Можете привести примеры, когда стоит прибегать к приватизации, а когда нет?

Возможно, этого лучше не делать в отношении той инфраструктуры, которая работает на разные терминалы, которые контролируются разными владельцами. Это, к примеру, подъездные пути и другие системы обеспечения. С другой стороны, если эти компании хотят объединиться и создать общую инфраструктуру, то им нужно законодательно предоставить такую возможность.

Какие другие направления для кредитования в транспорте сегодня, по-Вашему, наиболее перспективны?

У нас есть проекты в городском транспорте Киева, Львова, Днепропетровска. Мы также рассчитываем на сотрудничество с другими городами. У каждого из них есть потребность и необходимость в обновлении своих транспортных систем. Поэтому рассматриваются разные проекты, правда, пока что не могу назвать ни одного, который был бы близок к завершению подготовительной стадии. Это и метро, и трамваи, и троллейбусы, и системы организации движения, электронные билеты. Здесь все зависит о желания и возможности городских властей.

Беседу вел Максим Арсланов