Согласно последнему исследованию Transparency International, Украина по-прежнему остается среди наиболее коррумпированных стран мира, занимая 142 место из 175. Это и не удивительно, ведь только в пунктах пропуска через государственную границу в морских портах взятки нечистых на руку контролеров, по данным судовладельцев, достигли ужасающих размеров.
Коррупция со стороны контролирующих органов при таможенном, экологическом, фитосанитарном контроле была и остается. За последнее время количество обращений от работодателей отрасли с жалобами на противоправные действия со стороны контролеров увеличилось в разы. Это убедительно доказывает, что коррупционные схемы «старой власти» не просто «прижились» в сегодняшних условиях, а успешно процветают.
Представители морского бизнеса утверждают, что экологический контроль судов и грузов в портах как нельзя лучше сейчас характеризуют определения «произвол», «вымогательство», «шантаж», «беспредел». Украина находится уже на том этапе, когда коррупция контролирующих органов достигла пика, близкого к угрозе безопасности страны. Еще немного, и судовладельцы попросту откажутся от заходов в украинские порты. Остановится экспорт – прекратятся валютные поступления, остановится импорт – погибнут многие предприятия, в том числе и украинские ТЭС.
Сегодня на гребне объявленной борьбы с коррупцией едва ли не ежедневно мы читаем в СМИ сообщения о возмутительных фактах взяточничества, в том числе и служащими Госэкоинспекции. Можно, конечно, по очереди наказывать уличенных во взятках инспекторов, на что уйдут десятилетия. Но следует идти другим путем, устранив первопричину злоупотреблений.
Украина находится уже на том этапе, когда коррупция контролирующих органов достигла пика, близкого к угрозе безопасности страны. Еще немного, и судовладельцы попросту откажутся от заходов в украинские порты.
Федерация работодателей транспорта Украины, отстаивая законные права представителей морского бизнеса, почти полтора года вместе с экспертами уговаривают Министерство экологии и природных ресурсов Украины и Кабинет министров Украины изменить действующую систему экоконтроля, отменив судовую экологическую декларацию и химический контроль воды изолированного балласта. Эти два требования противоречат базовым международным конвенциям МАРПОЛ 73/78 и Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года, которые ратифицированы Украиной, а также являются «ядром» одной из самых распространенных коррупционных схем. На отмене химического контроля вод изолированного балласта настаивают, как украинские, так и зарубежные бизнес-ассоциации. Цена «экологической заботы», по данным судовладельцев, измеряется от трех до пяти тысяч долларов за судно или 0,5-1 доллар за каждую тонну воды изолированного балласта. Таким образом, совершенно несложно подсчитать, что коррупция при так называемом экологическом контроле суден измеряется сотнями тысяч долларов.
Манипулятивность экологического контроля «по-украински хорошо иллюстрируют три момента. Во-первых, Украина вышеупомянутые конвенции ратифицировала еще в далеких девяностых, что вовсе не помешало прописать в национальных подзаконных актах «лазейки», которые позволяют Госэкоинспекции требовать судовую экологическую декларацию и запрещать сброс воды изолированного балласта без ее экспресс-анализа. Во-вторых, в Украине прописаны просто невыполнимые нормы к качеству воды изолированного балласта. И каждое судно, заходящее в украинский порт, автоматически оказывается в статусе нарушителя. Например, норма предельно допустимых концентраций железа для балластной воды почти в шесть раз превышает норму питьевой. В-третьих, требуя судовую экологическую декларацию, осуществляется, фактически, двойной контроль. Ведь при заходе судна в порт капитан судна предоставляет Госпортнадзору и Госэкоинспекции судовой журнал с перечнем осуществленных балластных операций. Судовая экологическая декларация содержит аналогичную информацию, поэтому является ничем иным, как лишним разрешительным документом.
Эти три факта наталкивают на однозначный вывод: ценность декларации, как и химического контроля воды изолированного балласта, – нулевая. Под якобы заботой об экологии на самом деле функционирует искусственно надуманная схема вымогательства денег. Этим, похоже, и объясняется упорство, с которым чиновники Минприроды сопротивляются изменению действующей системы экологического контроля в портах. Ведь дело дошло даже до судебного иска – как известно, Минприроды оспаривает в суде одно из решений Госпредпринимательства № 34 по отмене судовой экологической декларации.
Почти полтора года интенсивной переписки, встреч, обсуждений о необходимости изменения действующего экоконтроля – и никак результатов. Аргументы о коррупционной составляющей действующей системы, как и доказательства ее несоответствия международному и европейскому законодательству для чиновников Минприроды неубедительны. Именно поэтому Федерация приняла решение обратиться с открытым письмом к Президенту Украины Петру Порошенко, Премьер-министру Арсению Яценюку, вице-премьер-министру по вопросам инфраструктуры Валерию Вощевскому, председателю Службы безопасности Валентину Наливайченко, генеральному прокурору Виталию Яреме и другим членам Совета национальной безопасности и обороны. Мы рассчитываем, что, наконец-то, коррупция, как один из основных внутренних врагов Украины, «разъедающий» основу государственности страны и необходимые экономике и отрасли реформы, будет ликвидирована. Обращение Федерации широко поддержали бизнес, ряд общественных отраслевых организаций, что, на самом деле, объяснить достаточно просто. Ведь, во-первых, коррупция при так называемом экоконтроле за многие годы порядком набила оскомину. Во-вторых, работодатели говорят не об отмене экологического контроля судов и грузов, а лишь о его приведении к международным нормам и устранению коррупции.
Поставить точку в этом наболевшем вопросе гораздо проще, чем кажется, – Минприроды достаточно исполнять решения Госпредпринимательства №29 и №34, отменив судовую экодекларацию, а Кабмину – изменить Правила охраны морских вод от загрязнения и засорения, отменив химконтроль воды изолированного балласта. Это будет в разы убедительнее сотен громких заявлений о борьбе с коррупцией, необратимости евроинтеграционного курса Украины, упрощении разрешительной системы.