Приходится слышать от клиентов, что экологи продолжают настаивать на отборе проб изолированного балласта, а в некоторых морских портах – по-прежнему требуют «Судовую экологическую декларацию».
О конфликте судовладельцев и экологов, возникающих на почве попыток отбора проб изолированного балласта морских судов, писали неоднократно. Однако в январе 2015 года в Ильичевском порту возникли конфликтные ситуации с т/х «Алина» (флаг Грузия) и т/х «Heilan Star» (флаг Панама), которые получили широкую огласку в СМИ и подтолкнули Министерство природы к принятию некоторых мер реагирования.
Во-первых, 19 января 2015 года Министр природы Игорь Шевченко опубликовал проект приказа о внесении изменений в приказ Минприроды № 204 от 08.09.1999 г. который стал первой попыткой отреагировать на жалобы судовладельцев на работу экологов. Проект предусматривает прекращение практики отбора проб изолированного балласта на борту судна и осуществление такого отбора непосредственно во время откатки балласта. Кроме того, проект приказа предусматривает, что продолжительность экспресс-анализа не может превышать 3 часов. Проект направлен на согласование в Министерство инфраструктуры и Госпредпринимательства.
6 февраля в Минприроды состоялось совещание на эту тему с участием представителей Госэкоинспекции, Федерации работодателей транспорта Украины, Укрморречинспекции, Министерства инфраструктуры Украины, Администрации морских портов Украины, морских юристов и экспертов. Участники совещания пытались прийти к единому мнению относительно контроля изолированного балласта морских судов при выполнении заходов в украинские порты.
Звучали мнения о необходимости ратификации Украиной Международной конвенции о контроле судовых балластных вод (принята в 2004 году, не вступила в силу), и пересмотре показателей предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, которые утверждены Кабмином…
Вместе с тем, на наш взгляд, первоочередными мерами в решении проблемы контроля изолированного балласта должны стать смена позиции экологических инспекторов на местах, а именно, выполнение ими тех изменений, которые были внесены в приказы Минприроды № 204 и № 429 в 2014 году. Напомним, что приказом Минприроды № 309 от 9 октября 2014 года были внесены изменения в Положение об экологическом контроле в пунктах пропуска, которыми была отменена т.н. «Судовая экологическая декларация», а также право инспектора ее требовать у капитана. Другим приказом (№ 216 от 10.07.2014) были внесены изменения в Положение о морских экологических инспекциях, которыми отбор проб изолированного балласта исключен из прав Госэкоинспекции. Оба приказа были зарегистрированы в Министерстве юстиции, опубликованы и вступили в силу.
Тем не менее, на практике приходится слышать от клиентов, что экологи продолжают настаивать на отборе проб изолированного балласта, а в некоторых морских портах – по-прежнему требуют «Судовую экологическую декларацию». Ярким примером могут быть ситуации с т/х «Алина» и т/х «Heilan Star» в январе этого года, когда экологи требовали от капитанов предоставить возможность отбора проб изолированного балласта для анализа. По этой причине на совещании в Минприроды мы предложили Министерству издать «инструктивное письмо», в котором дать правовую оценку и разъяснить практическое значение изменений в Приказы № 204 и № 429 для повседневной работы инспекторов, т.е. призвать их к выполнению собственных (ведомственных) приказов.
Вторым этапом решения проблемы экологического контроля должны стать изменения в Правила охраны внутренних морских вод, утвержденные Кабмином, где необходимо прописать деление балластных вод на «чистый», «грязный» и «изолированный» балласт, что полностью соответствует Конвенции МАРПОЛ 73/78. По нашей информации, такой проект уже внесен Министерством инфраструктуры на рассмотрение Кабмина.
Наконец, «третий уровень» решения проблемы контроля изолированного балласта – это внесение изменений в Водный кодекс Украины, где необходимо продублировать деление балласта на «чистый», «грязный» и «изолированный» (как это сделано в Конвенции МАРПОЛ 73/78, которая уже является частью законодательства Украины), а также четко прописать, что сброс изолированного балласта при условии его замены в установленном порядке не ограничивается. Такой законопроект уже был внесен в Верховную Раду и, по нашей информации, включен в повестку дня сессии. Остается надеяться, что народные депутаты поддержат эту инициативу и поставят точку в этом вопросе.