Вопрос осуществления т.н. «экологического контроля» морских судов в украинских портах поднимался судовладельцами и морскими агентами неоднократно. Его обсуждали на заседаниях Кабинета Министров и Министерства экологии, Американской торговой палаты и Ассоциации юристов Украины, на страницах журналов и газет.
Читайте также Александр Кифак: Экологический контроль судов в морпортах. В ожидании изменений
17 апреля 2014 года Государственная служба Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства («Служба») провела совещание, посвященное вопросам экологического контроля, в котором приняли участие представители бизнеса и власти. На совещании, в частности, обсуждался вопрос необходимости и целесообразности контроля изолированного балласта морских судов, которые заходят в украинские порты. ЮФ «АНК» также приняла участие в совещании, озвучив юридические аспекты проблемы, проиллюстрировав их случаями из практики фирмы.
Напомним, что непосредственным поводом для совещания стала реакция Минэкономики на обращение Минприроды по поводу Решения № 20 от 03.02.2014 г., которым Служба предложила отменить Положение об экологическом контроле (утверждено приказом Минприроды № 204 от 08.09.1999 г.) как несоответствующее актам высшей юридической силы и международным договорам, участникам которых является Украина. К удивлению участников рынка, Министерство экономики удовлетворило апелляционную жалобу Министерства природы и отменило указанное Решение. Чтобы понять масштаб проблемы, а также способы ее решения, руководство Службы провело совещание, на которое пригласили экологов, Минприроды, Укрморречинспекцию, представителей бизнеса и профильных изданий.
Как нам стало известно, по итогам совещания Служба получила многочисленные отзывы от участников рынка – представителей судовладельцев, клубов взаимного страхования ответственности (P&I Клубы), морских агентов, ассоциаций, в которых они подтвердили существование проблемы «экологического контроля» морских судов и ее негативное влияние на развитие портовой отрасли. Со своей стороны мы обратили внимание на очевидное несоответствие актов Минприроды (Положения об экологическом контроле и Положения о морских экологических инспекциях) актам высшей юридической силы, Конвенции об облегчении международного судоходства и Конвенции МАРПОЛ 73/78, т.к. они не предусматривают осуществление инструментального контроля изолированного балласта и предоставления «судовой экологической декларации» капитанами морских судов.
В результате Службой были приняты два новых решения, важность которых для отрасли трудно переоценить. В частности, Решением № 28 от 30.04.2014 г. Министерству природы предложено исключить из Положения об экологическом контроле подпункт 4.3.3 пункта 4.3 раздела 4 и приложение № 5 к нему, которым утверждена проформа «Судовой экологической декларации». Решением № 29 от 30.04.2014 г. Минприроды предложено исключить из Положения о морских экологических инспекциях пункты, которые дают право экологам осуществлять отбор проб изолированного балласта, а также выполнять инструментально-лабораторные исследования показателей его состава.
В завершение отметим, что согласно законодательству, Министерство экологии обязано отреагировать на решения Службы в течение 2-х месяцев со дня их принятия, т.е. до 30 июня 2014 года. В противном случае Служба вправе опубликовать объявление в газете «Урядовый курьер», после чего соответствующие положения нормативных актов теряют юридическую силу.