В послании Федеральному собранию 4 декабря президент РФ Владимир Путин предложил наделить порт Владивосток стасусом свободного. Как пишут Ведомости, эта идея не нова и обсуждается с весны, а одним из инициаторов обсуждения является группа "Сумма", которая вместе с партнерами контролирует Fesco - крупнейшего стивидора в порту Владивосток.
Зона свободной торговли предполагает обнуление таможенных пошлин, налогов и сборов. Проект закона уже подготовлен Минвостокразвития, но когда либерализация заработает - неизвестно.
Режим свободного порта способен стимулировать резкий рост грузооборота. Вместе с тем порт ограничен в развитии, поскольку находится в черте города, - больший эффект дало бы распространение зоны на территорию, большую, чем Владивосток, сказал изданию представитель "Суммы".
Установление зоны свободной торговли во Владивостоке усилит позиции Fesco в регионе, уверен аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Такая мера может добавить клиентов из числа компаний, которые сейчас возят грузы в Европу из Китая морем - они смогут переключиться на Транссиб (выходит к порту Владивосток), отмечает эксперт. Переключить транзитные грузы с моря на Транссиб рассчитывает и РЖД.
Новый статус поможет "Соллерсу" (у него во Владивостокском порту терминал для импорта комплектующих) - это удешевит ввоз, отмечает гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. Создание зоны свободной торговли повысит инвестпривлекательность региона для бизнеса из азиатских стран, в том числе усилит их внимание и к работе ОЭЗ, уже действующей во Владивостоке, говорит представитель "Соллерса".
Через порт Владивостока за 10 месяцев было перевалено 12 млн тонн грузов, что на 6,8% больше, чем год назад, он пятый в Дальневосточном бассейне РФ.