В первом квартале производство грузовых вагонов в РФ сократилось почти в два с половиной раза до 6,6 тыс. штук. Таковы данные Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Традиционный лидер "Уралвагонзавод" (УВЗ) уступил место Тихвинскому вагоностроительному заводу (ТВСЗ) группы ИСТ. Об этом пишет Коммерсантъ.
Спад затронул почти всех: выпуск на Алтайвагонзаводе упал на 61% до 500 вагонов, на Новокузнецком вагоностроительном заводе - на 36% до 330 штук, на "Рузхиммаше" (входит в "Русские машины") - на 89% до 181 штуки, ряд заводов фактически остановились, например Армавирский завод тяжелого машиностроения.
УВЗ снизил производство в первом квартале в шесть раз до 920 вагонов. Ситуация на этом предприятии долгое время считалась относительно стабильной, так как основную часть продукции завод реализует подконтрольному оператору "УВЗ-Логистик". В УВЗ заявили, что схема с использованием кэптивного оператора фактически изжила себя после того, как банки повысили кредитные ставки.
На фоне других производителей более благоприятной выглядит ситуация у ТВСЗ, который выпустил 2,7 тыс. инновационных вагонов против 2,1 тыс. штук в первом квартале 2014 года (также рост на 23% до 650 вагонов показал Брянский машиностроительный завод "Трансмашхолдинга").
У ТВСЗ та же бизнес-модель, что и у УВЗ: почти все выкупают аффилированная лизинговая Rail1520 и оператор "Восток1520". Однако на предприятии заверили, что все выпускаемые вагоны "под контрактами". Источник на рынке добавляет, что ТВСЗ удалось договориться с одним из банков о льготном кредитовании, предполагая, что речь идет об отсрочке платежей, но в ТВСЗ это не подтвердили.
В целом кризис у вагоностроителей связан с тем, что железнодорожные операторы почти перестали закупать вагоны на фоне их низкой доходности (380 рублей в сутки за полувагон) и спада погрузки на 1% (в апреле - сразу на 2,7%).