Необходимость нового прейскуранта на железнодорожные перевозки осознана не только в РЖД и среди грузоотправителей, но и среди чиновников. Тарифное руководство, разработанное еще на заре реформы железных дорог, морально устарело и содержит множество перекосов в пользу тех или иных грузов, пишет lenta.ru.

Сдерживание роста железнодорожных тарифов оказало значительную поддержку различным отраслям в сложный период становления российской экономики. Это видно из сравнения цен на промышленную продукцию и тарифов на грузовые ж/д перевозки. Так, с 1991 по 2014 год при росте цен в промышленности в 175,8 раза, в том числе в угольной отрасли - в 270,8 раза, железнодорожные тарифы за этот же период были проиндексированы только в 113 раз.

Когда российские угольные компании вышли на мировые рынки, заняв на них прочные позиции, тарифные преференции на перевозки грузов сохранялись даже в периоды значительного улучшения международной конъюнктуры. В 2007-2008 и 2011-2012 годах рост цен позволил угольным компаниям получать максимальные прибыли, в то время как тариф на перевозку угля практически находился на уровне себестоимости.

Именно поэтому чиновники уверены, что в первую очередь необходимо отменить все действовавшие и действующие тарифные преференции на перевозку угля железнодорожным транспортом, - их денежный эквивалент является самым масштабным среди всех отраслей промышленности, отмечает lenta.ru.

Суммарная тарифная поддержка угольной отрасли железнодорожным транспортом за период с 2004 по 2013 годы оценивается примерно в 111,1 миллиарда рублей, из которых 80% приходится на экспортные перевозки. Сегодня уголь - самый массовый груз в экспортных перевозках с долей в 33% (объем перевозок угля в первом квартале этого года - 36,3 млн тонн).

Эксперты указывают на то, что субсидирование столь весомой категории грузов за счет других, менее значимых в объемах, в нынешних экономических условиях нецелесообразно. "В других странах практики субсидирования грузоперевозок нет, она нам досталась, можно сказать, с советских времен", - говорит коммерческий директор ГК "Желдорэкспедиция" Евгений Можаев. По его словам, РЖД до 2013 года медленнее остальных монополий поднимала свои тарифы, поэтому сейчас важно найти баланс между интересами госкомпании и грузоперевозчиков.