Авиакомпания "Трансаэро" могла несколько лет преднамеренно вводить банки и надзорные органы в заблуждение, манипулируя своей отчетностью при получении кредитов и госгарантий. Такое предположение, как сообщают Известия, содержится в запросе депутата Госдумы Дмитрия Ушакова на имя председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, передает lenta.ru.

В запросе не исключается вероятности сговора между "Трансаэро" и банками-кредиторами с целью получения необеспеченных займов и преднамеренного доведения компании до банкротства ее менеджментом.

По мнению законодателя, финансовые проблемы у авиакомпании возникли гораздо раньше, чем в 2015 году. Депутат выделил три ключевых момента в отчетности компании за 2011-2014 годы, которые могут указывать на мошенничество. Первый - это постоянная переоценка бренда компании на протяжении четырех лет, с помощью которой скрывались масштабные убытки и дефицит собственного капитала. Второй - нарушение правил бухгалтерского учета, третий - пересчет финансовых показателей за предыдущие отчетные периоды вразрез с правилами МСФО таким образом, чтобы они играли на руку авиакомпании.

Как следует из запроса, с 2010 по 2014 год стоимость бренда "Трансаэро" увеличилась более чем в 94 раза, с 650 миллионов рублей до 61,3 миллиарда рублей. Это абсолютный рекорд среди российских компаний, говорится в письме. При этом в 2014 году произошел наиболее существенный скачок в стоимости нематериальных активов, с 2,1 миллиарда до 61,3 миллиарда рублей.

Совокупный финансовый результат периода за 2014 год вместо 44,65 миллиарда рублей прибыли, без переоценки стоимости брэнда "Трансаэро", составил бы 14,49 миллиарда рублей убытка, отмечается в запросе.

Собственный капитал, по данным консолидированной отчетности "Трансаэро", в 2013 году достиг отрицательного значения 19,74 миллиарда рублей. С учетом убытка за 2014 год должен образоваться дефицит собственного капитала свыше 33 миллиардов рублей. Но после дооценки стоимости товарных знаков и синхронном увеличении статьи "резерв переоценки" собственный капитал "Трансаэро" составил не минус, а плюс 33 миллиарда рублей.

Произвольная дооценка стоимости бренда "Трансаэро" может свидетельствовать либо о подлоге и недостоверности бухгалтерской отчетности, либо о попытке менеджмента авиакомпании скрыть убытки второй финансовый год подряд. Все это, по мнению депутата, позволило "Трансаэро" привлекать кредиты и выпускать ценные бумаги, увеличивая собственный капитал.