Европейское агентство по авиабезопасности (EASA) и Управление гражданской авиации Израиля (CAA) выдали дополнительный сертификат типа (STC) для самолетов семейства Boeing 737, который разрешает использовать для их буксировки тягач на дистанционном управлении TaxiBot. Об этом сообщает производитель тягача - консорциум Israel Aerospace Industries (IAI), передает ato.ru.
Полуавтоматические тягачи предназначены для буксировки авиалайнеров от перрона к взлетно-посадочной полосе и обратно. Двигатели самолетов при этом остаются выключенными. По данным Aviation Week, управляет машиной во время рулежки пилот самолета. Как заверяют разработчики TaxiBot, особых навыков для этого не потребуется, а весь процесс обучения занимает не более одного часа. Ненагруженным тягачом управляет обычный водитель, обучение которого занимает от трех до пяти дней.
Основное предназначение израильского аппарата заключается в сокращении расхода авиатоплива и снижении экологического загрязнения в крупных аэропортах. Например, согласно предварительным подсчетам, на 17-минутную дорогу к ВПП тягачу потребуется всего лишь 30 литров топлива, в то время как при рулежке на собственной тяге авиалайнер Airbus 320 обычно тратит 1250 литров. При использовании TaxiBot расход авиатоплива должен сократиться на 85%. Как отмечают представители IAI, чем крупнее аэропорт, тем больше можно будет сэкономить топлива.
В среднем за счет экономии топлива авиакомпании смогут окупить стоимость одного тягача за полтора года. Каталожные цены на TaxiBot не публиковались, но в неофициальных беседах руководители израильского консорциума рассказали, что машина будет стоить более 800 тыс. долларов.
Первой авиакомпанией, самолеты которой будет обслуживать TaxiBot, станет Lufthansa, которая в течение года принимала участие в их сертификационных испытаниях. Машины приступят к работе в декабре в аэропорту Франкфурт - там же, где их тестировали.
В скором времени ожидается выдача разрешительной документации со стороны Airbus, которая позволит использовать тягач с узкофюзеляжными самолетами семейства A320. Испытания также будут проходить во франкфуртском аэропорту.
Тестирование TaxiBot запланировано и в парижском аэропорту им. Шарля де Голля. Участие в них примет авиакомпания Air France. Согласно предварительным расчетам, парк из 23 тягачей, отправленных в эту воздушную гавань, сможет обслуживать до 350 взлетов в сутки.
Переговоры ведутся и с рядом других потенциальных клиентов. В частности, интерес к проекту продемонстрировали хабовые аэропорты в Северной Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе.