Компания "Трансинвестсервис" (ТИС, Южный) отложила реализацию проекта строительства LNG-терминала. Об этом в интервью ЛІГАБізнесІнформ сообщил руководитель ТИС Андрей Ставницер.

Работы были начаты в прошлом году, однако затем остановлены. "Причал готов к тому, чтобы поставить к нему регазификатор. Мы уже можем приступать к прокладке трубы. Тем не менее сейчас мы отложили реализацию проекта", - сказал Ставницер.

Это связано с противодействием Турции в вопросе прохождения газовозов для Украины через Дарданеллы и Босфор. "Когда мы начинали этот проект, то получали очень позитивные сигналы от турецкой стороны на всех уровнях. Но после визита президента Российской Федерации в Стамбул в декабре прошлого года турецкая сторона резко поменяла риторику и перешла к однозначному "нет", - сказал Ставницер.

В свою очередь, как сообщил главный советник главы "Нафтогаза" Сергей Алексеенко, турецкая сторона аргументирует отказ в согласовании прохождения судов через проливы тем, что сильно увеличится трафик, а также тем, что сжиженный газ опасен и угрожает Стамбулу. Однако, по словам Алексеенко, эти аргументы несостоятельны.

"Если украинский терминал будет работать на 100% загрузки, количество танкеров, которые будут проходить через пролив, составит до 60 единиц в год. Это меньше чем 0,05% общего трафика через Босфор. За счет оптимизации других потоков грузов обеспечить свободную нишу в 0,05% мне кажется вполне выполнимой задачей... Аргумент о безопасности прохода танкеров через Босфор также несостоятелен. Для LNG нет специальной классификации в международном судоходстве. Через Босфор ежедневно проходят грузы с пропан-бутаном, нефтепродуктами, аммиаком. Все эти грузы гораздо опаснее LNG", - сказал главный советник "Нафтогаза".

По словам Ставницера, Турция получает газ из четырех стран - Азербайджана, Ирана, России и Катара, при этом 60% турецкого рынка занимает российский газ.

Он сказал, что пока что ТИС сконцентрировала усилия на качественном опровержении формальных аргументов Турции. "Заказали и получили результаты исследования по безопасности консалтинговой компании Royal Haskoning OSC. Результаты говорят о том, что в нашем случае нет проблемы с безопасностью мореплавания в Босфоре. Кроме того, подобные терминалы и LNG-трафик существуют по всему миру - от Сингапура до Роттердама. Вопросов безопасности там нет. Более того, проход LNG-судов в Босфоре удлинит срок ожидания других судов с опасными грузами в среднем на 2 минуты на одном проходе. Это - ничто. У нас есть подтверждение международной ассоциации SIGGTO (регламентирует безопасность на LNG-транспорте) о том, что проход LNG-судов не усугубляет проблему с безопасностью", - сказал Ставницер.

Он добавил, что компания готова снабжать технически и технологически обоснованной позицией по этому вопросу профильное министерство и "Нафтогаз".