Федеральная таможенная служба России (ФТС) сообщила, что новые правила применения книжек международных дорожных перевозок (TIR) с 14 сентября должны применяться только в Сибири и на Дальнем Востоке. Ранее предполагалось, что новые правила будут распространены на всю страну, что налагало на автоперевозчиков дополнительные финансовые обязательства. Об этом пишут Ведомости.

Читайте также: Россия прекращает сотрудничество с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков

Ранее ФТС письмом уведомила бизнес, что с 14 августа перестанет принимать книжки TIR для обеспечения транзита грузов - потребуется гарантия (например, банковская или поручительство). Процедура TIR регулируется таможенной конвенцией 1975 года, которую подписали 68 стран, в том числе и Россия. Отказавшись принимать книжки TIR, ФТС нарушила бы сразу пять статей конвенции, указывал Исполнительный комитет таможенной конвенции ООН. Затем ФТС отсрочила вступление в силу новых правил на месяц.

После объявление планов Таможни еврокомиссар по налогообложению и таможне Альгирдас Шемета предупреждал руководителя ФТС Андрея Бельянинова, что действия таможни нанесут серьезный урон торговле ЕС с Россией. Кроме того, сообщалось, что страны-члены конвенции могут предъявить иски к России или ввести ответные меры против российских поставщиков.

Причиной отказа от книжек TIR Таможня называла долг Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), которая не выполняет обязательства по гарантированию платежей (20,8 млрд рублей, который тянется с 1996 года, причем более половины долга - пеня). АСМАП и Международный союз автотранспорта отрицали долг, к тому же сообщили, что за последние три года таможня выставила АСМАП 105 требований об уплате долга на 92,3 млн рублей, 87 требований было оплачено, 10 - были признаны судами необоснованными, остальное находится в судах.

То, что книжки TIR на Дальнем Востоке и в Сибири не применяются, а ФТС включила лишь только эти регионы в зону действия новых правил, может показывать, что таможня таким образом попыталась выйти из сложной ситуации, не потеряв лицо, рассуждает сотрудник одной из компаний-импортеров; но никаких гарантий, что правила не решат поменять вновь, все равно нет.