Датская консалтинговая компания Danish Ship Finance опубликовала последний обзор рынка судоходства и его изменения за период с января 2013 по май 2014, с прогнозом ближайшего будущего рынка. Об этом сообщает SeaNews.
Датские аналитики полагают, что в настоящее время судоходство переживает переходной период, определяемый энергоэффективностью и экологическими требованиями. Увеличится нестабильность фрахтового рынка, в некоторых секторах ожидается увеличение объемов списываемого раньше расчетного времени эксплуатации судов, из-за массового заказа и строительства судов новых, т.н. эко-проектов. Вступление в строй новых судов существенно снизит цены на б/у суда. При этом мировая экономика еще не очень хорошо оправилась от последствий финансового кризиса 2008-2009 годов.
Читайте также Рынок судостроения и судоходства Китая достиг почти 900 млрд долларов
Судоходство уже в ближайшее время в полной мере ощутит последствия новой волны заказов. Датчане считают, что грядущий и очень сильный дисбаланс спроса/предложения тоннажа будет восстановлен главным образом благодаря преждевременному списанию еще не старых судов.
Между тем, сокращение сроков эксплуатации судов существенно снизит и объем инвестиций в них. Это, в свою очередь, снизит стоимость судов. Еще недавно казалось, что судоходство выйдет из затянувшегося кризиса в течение ближайших 6-12 месяцев, но сейчас видно, что, наоборот, судоходство стоит на пороге нового кризиса из-за большого количества заказанных и строящихся судов, вызванного приходом в отрасль большого количества инвесторов-спекулянтов.
Кроме того, как пишет SeaNews, одна из американских консалтинговых компаний отчетливо указывает на зарождающийся кризис. "Новый вал заказов не основывается ни на каких реальных рыночных показателях и прогнозах, наоборот, он их игнорирует, в слепой вере в грядущий бум, аналогичный буму середины нулевых. Сомнительные капиталы, игнорирование рисков, вкладывание средств в непродуманные инвестиции", - пишет компания (названия ее не приводится).
Как отмечают эксперты, на финансовом рынке судоходства появились краткосрочные игроки-спекулянты, совершенно не понимающие сути судоходства. Они надеются сыграть на разнице стоимости судов, раздувая "мыльные пузыри".
Надежды на рост списания как главный инструмент регулирования спроса/предложения представляются необоснованными - рынок слома является обособленным, у него свои регуляторы, он не сможет резко увеличить объемы разделок только лишь потому, что увеличится количество судов, продаваемых на слом. В значительной степени этот рынок зависит от спроса на свою продукцию, то есть на лом.
Все больше аналитиков и наблюдателей бьет тревогу - начиная со второй половины прошлого года, налицо резкое увеличение заказов на строительство новых судов. Логически оно объяснению не поддается.