Казахстан планирует начать экспорт топливного масла через терминал в Батуми и завершить его транспортировку через порты Балтийского моря - главным образом, через Эстонию. Такая информацию в начале апреля опубликовало новостное агентство Reuters. Позднее она появилась на сайте крупнейшего бизнес-издания Пакистана Business Recorder, передают Морские вести.

Как утверждает портал brecorder.com, к концу года Казахстан хочет снизить затраты и риски, связанные с транзитом, и закончить поставки через Эстонию. Вероятная причина - растущая конкуренция с россиянами. Кроме того, есть неуверенность относительно налоговой среды - с 2015 года Россия собирается поднять налоги на экспорт топливного масла.

Терминалом в Батуми оперирует государственное предприятие "КазМунайГаз". Сейчас объект обновляют, после окончания работ он будет способен принять танкеры объемом в 80 тыс. тонн (сейчас терминал рассчитан лишь на танкеры объемом в 40 тыс. тонн).

В прошлом году Казахстан произвел 3,7 млн топливного масла, из которых 3 млн экспортировали, в основном, через порты Балтийского моря, сказано в новости.

Читайте также Казахстан может перенаправить нефть в Батуми в случае санкций против России

По словам руководителя Союза портов Эстонии Виктора Палмета, речь может идти о сделке с одним конкретным предприятием. При этом Палмет признал, что ничего не слышал об этой теме. "Эта тема больше касается операторов портов, тех фирм, которые занимаются нефтяным транзитом. Транспортируют, конечно, через порт, однако порт не занимается вопросами планирования транзита. Этим занимаются так называемые нефтяные терминалы", - отметил Палмет.

Он не смог прокомментировать, как возможное прекращение нефтяного транзита объемом в 700 тыс. тонн скажется на предприятиях и портах. "Честно говоря, я не понимаю, что значит "Казахстан прекратит"? Никогда транспортировки не планируют ни Казахстан, ни Россия, ни кто бы то ни было. Транспортировку планируют фирмы, и я не верю, что казахское государство вмешивается в бизнес-планы и логистику своих предприятий настолько, что решает, через какие страны провозить товар этих стран. Обычно так не делают, и поэтому этот вопрос для меня слишком неясный, чтобы его комментировать", - сказал Палмет.

Он добавил, что, возможно, какая-то эстонская компания связана с казахским предприятием, которое решило больше не везти товар через эстонский терминал. Это решение может зависеть от месторасположения клиентов.